Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Фрунзенский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 04.08.2020 |
Дата решения | 10.02.2021 |
Категория дела | исполнителя |
Судья | Михайлова Татьяна Анатольевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 63383a3a-315b-37be-b385-847a172ad14f |
Дело № 2а-257/21
УИД 25RS0002-01-2020-005242-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 23а
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при помощнике судьи Кузьминой С.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю, начальнику ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю о признании постановлений незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю, указав в обоснование заявленных требований, что дата им было получено в почтовом отделении постановление начальника отдела – старшего судебного пристава ФИО4 об отмене постановления об окончании и возбуждении исполнительных действий по исполнительному производству от дата № и копия постановления от дата о возбуждении исполнительного производства № в отношении [СКРЫТО] Р.В. Административный истец указывает, что постановление о возбуждении исполнительного производства не получал, указанный документ в его адрес не направлялся. Также указывает на пропуск срока для вынесения постановления об отмене постановления об окончании исполнительного производства. В постановлении о возбуждении исполнительного производства от дата неверно указан предмет исполнения. С учетом этого, просит признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства № от дата, постановление от дата об отмене постановления об окончании и возбуждении исполнительных действии по исполнительному производству, обязать УФССП России по Приморскому краю предпринять необходимые и достаточные действия для пресечения нарушений прав и законных интересов заявителя.
Также [СКРЫТО] Р.В. подан административный иск, в котором в обоснование заявленных требований указано, что дата в почтовом отделении им получено постановление о расчете задолженности по алиментам, задолженность рассчитана исходя из твердой денежной суммы в размере № мрот. С вынесенным постановлением административный истец не согласен, указывает, что вопреки выводам судебного пристава-исполнителя, изложенным в постановлении, о том, что должник не работал, алименты не выплачивал, он имел постоянное место работы по найму с официальной заработной платой. Полагает, что расчет задолженности произведен судебным приставом за пределами трехлетнего срока. Также указывает, что дата был задержан по подозрению в совершении преступления, длительное время находился в местах лишения свободы, был освобожден в дата году, после чего официально трудоустроен. В местах лишения свободы не трудился, был лишен возможности в силу объективных причин зарабатывать деньги на содержание [СКРЫТО] В.П. С учетом этого, просит признать незаконными постановление о возбуждении исполнительного производства № от дата, постановление от дата о расчете задолженности по алиментам, обязать УФССП России по Приморскому краю предпринять необходимые и достаточные действия для пресечения нарушений прав и законных интересов заявителя.
Определением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от дата, вынесенным в соответствии с ч. 4 ст. 198 КАС РФ в протокольной форме, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю.
Определением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от дата административное дело № по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Р.В. к ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю о признании постановлений незаконными, возложении обязанности объединено с административным делом № по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Р.В. к ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю о признании постановлений незаконными, возложении обязанности с присвоением административному делу №.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в судебном заседании дата был объявлен перерыв до дата в <...>.
В судебное заседание дата [СКРЫТО] Р.В. не явился, извещен, что подтверждается судебной распиской, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Заинтересованное лицо [СКРЫТО] В.П. в судебное заседание не явилась, извещена, в том числе об объявлении перерыва в судебном заседании, посредством телефонограммы уведомила о согласии на рассмотрение дела в ее отсутствие с учетом отдаленности проживания.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
Частью 3 ст. 87 Семейного кодекса РФ определено назначение судом алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, взыскиваемых ежемесячно с трудоспособных совершеннолетних детей, в твердой денежной сумме.
В судебном заседании установлено, что дата мировым судьей судебного участка № <адрес> выдан исполнительный лист серии ВС № по делу № на предмет исполнения – взыскать с [СКРЫТО] Р.В. в пользу [СКРЫТО] В.П. на ее содержание в размере 15 минимальных размеров оплаты труда ежемесячно, начиная с дата. Размер указанных алиментов подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
дата судебным приставом-исполнителем ОСП Первомайского района по ВГО УФССП России по Приморскому краю на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № в отношении должника [СКРЫТО] Р.В. в пользу взыскателя [СКРЫТО] В.П.
дата судебным приставом-исполнителем ОСП Первомайского района по ВГО УФССП России по Приморскому краю [СКРЫТО] Р.В. выдано предупреждение об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ в связи с наличием задолженности по исполнительному производству № за период с дата по дата в сумме № руб.
дата копия исполнительного документа направлена для исполнения по месту работы должника – ООО «<...>» и судебным приставом-исполнителем ОСП Первомайского района по ВГО УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление об окончании исполнительного производства № на основании п.п. 8 п. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Приказом и.о. руководителя Управления - главного судебного пристава УФССП России по <адрес> от дата № утверждено Положение об отделе судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу УФССП России по <адрес>, в соответствии с которым основными задачами отдела являются обеспечение принудительного исполнения судебных актов о взыскании алиментных платежей.
дата взыскателем [СКРЫТО] В.П. в ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю подано заявление о возобновлении исполнительного производства в отношении [СКРЫТО] Р.В. в пользу [СКРЫТО] В.П. в связи прекращением выплаты алиментов в течение <...> лет.
дата начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства № от дата и о возобновлении указанного исполнительного производства.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю ФИО5 направлены запросы в краевое адресное бюро для установления места регистрации должника [СКРЫТО] Р.В.
дата вынесено постановление о приводе должника.
Согласно рапорту судебного пристава по ОУПДС ОСП по Первомайскому району ВГО по адресу г. Владивосток от дата, по адресу места регистрации [СКРЫТО] Р.В. – <адрес> на стук в дверь никто не открыл, квартира находится на первом этаже, со слов соседей [СКРЫТО] Р.В. по данному адресу не живет.дата судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю ФИО5 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с дата по дата, согласно которому должнику [СКРЫТО] Р.В. по состоянию на дата определена задолженность в размере 242 301,18 руб.
дата судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю ФИО5 вынесено постановление о перерасчете задолженности по алиментам за период с дата по дата, согласно которому должнику [СКРЫТО] Р.В. по состоянию на дата определена задолженность в размере <...> руб.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства № от дата, об отмене постановления об окончании исполнительного производства № от дата и о возобновлении указанного исполнительного производства, о расчете задолженности по алиментам от дата приняты при наличии предусмотренных законом оснований и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу требований Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель по поступившему на исполнение исполнительному документу обязан возбудить исполнительное производство, если не имеется оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, содержатся в ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, требования к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя приведены в ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ к исполнительным документам относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению.
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу указанных норм, при предъявлении исполнительного листа и заявления взыскателя судебный пристав-исполнитель обязан принять одно из двух указанных выше постановлений.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства приведен в ст. 31 данного Федерального закона.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 28.03.2011 соответствует требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» к постановлениям судебного пристава, содержит весь перечень сведений, предусмотренный ч. 2 указанной нормы.
Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа серии ВС № по делу №, выданного на основании судебного акта, вступившего в законную силу и подлежащего неукоснительному исполнению.
Предусмотренные ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ основания для отказа в возбуждении исполнительного производства в данном случае отсутствовали.
Допущенные в постановлении о возбуждении исполнительного производства описки исправлены судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», посредством вынесения дата постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление в виде указания номера исполнительного документа – исполнительного листа ВС № от дата, предмета исполнения – алименты на содержание родителей ([СКРЫТО] Валентины Петровны) в размере 15 МРОТ ежемесячно.
С учетом этого, действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства соответствовали положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем не влекут нарушения прав и законных интересов административного истца.
Доводы административного истца о том, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства ему не направлялась и не вручалась, сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления. Из материалов исполнительного производства следует, что дата судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> по ВГО УФССП России по <адрес> ФИО1 выдано предупреждение об уголовной ответственности, в котором имеется собственноручная подпись должника (л.д. 123, том 1), что свидетельствует о наличии у административного истца сведений о возбуждении в отношении него исполнительного производства.
Кроме того, право административного истца на оспаривание постановления о возбуждении исполнительного производства реализовано, в связи с чем оснований для вывода о нарушении его прав не имеется.
В силу части 9 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства № от дата и о возобновлении исполнительного производства вынесено уполномоченным должностным лицом – начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю при наличии предусмотренных законом оснований – по заявлению взыскателя.
Оспаривая постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства и о возобновлении исполнительного производства и постановление о расчете задолженности по алиментам, административный истец ссылается на нарушение судебным приставом порядка расчета задолженности, установленного ч. 1 ст. 113 Семейного кодекса РФ, ограничивающего период расчета задолженности тремя годами до предъявления исполнительного листа к взысканию, а, кроме того, указывает, что какие-либо документы об уплате алиментов приставом у него не запрашивались, фактическое место работы не устанавливалось.
Между тем, производство расчета задолженности за период с 01.11.2011 по 31.07.2020 согласуется с положениями ч. 2 ст. 113 СК РФ, согласно которой в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Взыскатель вправе просить пристава произвести расчет задолженности за весь период в случае отсутствия оплаты алиментов.
Каких-либо доказательств уплаты алиментов в спорный период в установленном исполнительным документом размере [СКРЫТО] Р.В. ни судебному приставу-исполнителю, ни при рассмотрении судом настоящего дела не представлено.
Представленные административным истцом квитанции на сумму <...> руб. и на сумму <...> руб. от дата не подтверждают исполнения обязательств по исполнительному производству №, поскольку содержат сведения о назначении платежей по иным исполнительным производствам (л.д. 20 том 2).
Утверждения административного истца о получении взыскателем иных сумм в счет уплаты алиментов документально не подтверждены, расписки взыскателя о получении каких-либо сумм в счет уплаты алиментов не представлены
В соответствии с частями 2, 3 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Содержание постановления о расчете задолженности по алиментам от 07.08.2020 соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», расчет произведен правомерно в твердой денежной сумме в размере 50 МРОТ, что согласуется с порядком удержания алиментов, определенном исполнительным документом и положениями ч. 3 ст. 87 Семейного кодекса РФ, в постановлении приведен период расчета задолженности, постановление вынесено уполномоченным лицом.
Доводы административного истца о том, что взыскатель с учетом размера ее пенсии не нуждалась в получении алиментов, не могут быть приняты во внимание с учетом наличия вступившего в законную силу судебного решения и исполнительного документа, подлежащего исполнению в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». По существу эти доводы сводятся к оспариванию судебного акта о взыскании алиментов, и на стадии исполнения исполнительного документа правового значения не имеют.
Нахождение в местах лишения свободы не освобождает должника от обязанности по уплате алиментов и в соответствии со ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях производятся необходимые удержания из заработной платы осужденных, в том числе и алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.
Доводы административного истца о наличии у него иных алиментных обязательств также не имеют правового значения, поскольку не освобождают должника от исполнения обязанности по уплате алиментов в рамках настоящего исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю, начальнику ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю о признании постановлений незаконными, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 24.02.2021.
Судья Т.А. Михайлова