Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Фрунзенский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 13.11.2015 |
Дата решения | 19.04.2016 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d646aaff-6f91-3c2b-b4e0-e4d4d41c90b5 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2016 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бескровной О.А., при секретаре Курдюковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту здравоохранения Приморского края о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Приморского края о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, указав, что является инвалидом с детства, с дата является инвалидом I группы (III ст.). дата находилась на обследовании в <...>, где был поставлен диагноз - врожденный порок сердца, комплекс <...>. С дата периодически наблюдалась в «<адрес>вой клинической больнице №» в отделении кардиологии, где был подтвержден диагноз. При обращении ФИО6 в ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени ФИО7 ФИО1 РФ, профессором ФИО8 указано, что учитывая возраст, характер и анатомию ВСП, оперативное лечение противопоказано, в связи с наличием высокой легочной гипертензией, особенностями течения и тяжестью основного заболевания. Проведение венозного зондирования представляет крайнюю степень риска. Показано наблюдение кардиолога по месту жительства. Исключить физические нагрузки. Профилактика респираторных инфекций. К приему: 1) Аспирин кардио 100 мг 1 раз в день; 2) Граклир по 62,5 мг. 2 раза в день - 3 недели, затем по 125 мг. 2 раза в день -постоянно по жизненным показаниям, замене не подлежит. Аналогичные рекомендации даны указанным медицинским учреждением в декабре 2014 года при отказе комиссии по отбору пациентов на оказание специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи в оказании ВМП. На неоднократные обращения истца с просьбой оказать помощь в получении препарата <...> ответчик отказал, в связи с тем, что лекарственный препарат «Бозентан» не включен в перечень лекарственных средств, утвержденный приложением № распоряжения Правительства РФ от дата №-р и не может быть закуплен за счет средств федерального бюджета, кроме того, по персонифицированным данным ГАУЗ «<адрес>вой медицинский информационно-аналитический центр, истец не числится в Федеральном регистре лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Поскольку ФИО2 имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление лекарственного средства по жизненным показаниям, «<...>» является дорогостоящим препаратом, просит обязать Департамент здравоохранения Приморского края обеспечить ФИО2 лекарственным препаратом «<...>).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечена КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница».
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела, направила своего представителя.
Представитель истца по доверенности ФИО9 в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении, настоял, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО10 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по доводам, изложенным в письменном отзыве, в их удовлетворении просил отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях ФИО1 оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан. Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от дата!Ч 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является инвалидом I группы бессрочно, указанное обстоятельство подтверждается справкой МСЭ-2006 №.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от дата года№-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного закона, набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ст. 13 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С дата органам государственной власти субъектов РФ переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ст. 4.1 ФЗ от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»): организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
В связи с чем, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.
В силу п. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере ФИО1 и социального развития. При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность компенсировать расходы, произведенные гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств должна возлагаться: в случае необоснованной выписки рецепта на лечебное учреждение в котором работает врач (фельдшер); в случае незаключения государственного контракта на уполномоченный орган субъекта российской Федерации; в случае неперечисления средств по межбюджетному трансферту на распорядителя соответствующих средств Федерального бюджета Российской Федерации; в случае отсутствия соответствующих лекарственных средств в аптеках возлагается на уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение контрактов в субъекте РФ.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению <адрес> бесплатной медицинской помощи Постановлением <адрес> от дата №-па «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2014 <...>» (в ред. Постановлений <адрес> от дата №-па, от дата №-па) определено, что приобретение учреждениями ФИО1 <адрес> назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания при амбулаторном и стационарном лечении, не входящих в утвержденные Перечни, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, жизненные показания) по решению врачебной комиссии.
Из материалов дела следует, что ФИО2 дата находилась на обследовании в Новосибирском научно-исследовательском институте патологии кровообращения им. ФИО7 ФИО11, где был поставлен диагноз -врожденный порок сердца, комплекс Эйзенменгера. С дата периодически наблюдалась в «<адрес>вой клинической больнице №» в отделении кардиологии, где был подтвержден диагноз. При обращении ФИО6 в ФГБУ «<...> Министерства Здравоохранения РФ, профессором ФИО8 указано, что учитывая возраст, характер и анатомию ВСП, оперативное лечение противопоказано, в связи с наличием высокой легочной гипертензией, особенностями течения и тяжестью основного заболевания. Проведение венозного зондирования представляет крайнюю степень риска. Показано наблюдение кардиолога по месту жительства. Исключить физические нагрузки. Профилактика респираторных инфекций. К приему в том числе назначен Траклир постоянно по жизненным показаниям, который замене не подлежит. Аналогичные рекомендации даны указанным медицинским учреждением в дата. На неоднократные обращения истца с просьбой оказать помощь в получении препарата Таклир (Бозентан), ответчик отказал в связи с тем, что лекарственный препарат «Бозентан» не включен в перечень лекарственных средств, утвержденный приложением № распоряжения Правительства РФ от дата №-р и не может быть закуплен за счет средств федерального бюджета, кроме того, по персонифицированным данным ГАУЗ «<адрес>вой медицинский информационно-аналитический центр, ФИО2 не числится в Федеральном регистре лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Запрос от дата № главного врача <...>» в адрес директора ФИО3 ФИО1 по <адрес> о решении вопроса о приобретении препарата <...>) по 125 гр. по 2 раза в сутки за счет средств государственного бюджета для ФИО2 по рекомендации НИИ <адрес>, который не подлежит замене, оставлен без удовлетворения.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право истца на получение государственной социальной помощи в виде бесплатных лекарственных средств, в связи с чем, исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФИО3 ФИО1 <адрес> о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Приморского края обеспечить ФИО2 лекарственным препаратом «<...>).
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме - дата
Судья О.А. Бескровная