Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 27.11.2019 |
Дата решения | 14.12.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Соколова Лариса Валентиновна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 2764bb0f-3e9e-3324-8a44-ad957f014050 |
Дело № 2а-792/2020
25RS0001-01-2019-006897-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2020 года г.Владивосток Приморского края
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.В.,
при секретаре Бойко с.В.,
представителя административного истца помощника прокурора г.Владивостока Шляпниковой ФИО4
представителя административного ответчика по доверенности Суховой ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Владивостока в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на кадастровый учет и ремонту подпорных стен,
у с т а н о в и л:
прокурор г.Владивостока обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что по заданию прокуратуры Приморского края от 20.08.2019 № проведена проверка реализации администрацией г.Владивостока полномочий по участию в предупреждении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, исполнения законодательства в сфере благоустройства и содержания имущества, по результатам которой установлено, что в результате прошедших в период с 27.08.2019 по 28.08.2019 обильных осадков произошло обрушение подпорных стен, расположенных в районе <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока и в районе <адрес>.
Проведенными прокуратурой города с выходом на место проверочными мероприятиями установлено, что подпорные стены в районе <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока и в районе <адрес> полностью обрушены, части подпорных стен - бетонные блоки, части конструкций и грунт после обрушения хаотично расположен на проезжей части, меры по ликвидации обрушения не приняты, что подтверждается актами проверки от 16.09.2019. Согласно сведениям публичной кадастровой карты указанные подпорные стены расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, что также подтверждается информацией администрации г.Владивостока от 06.09.2019.
В связи с выявленными нарушениями, выразившимися в непринятии мер в постановке на кадастровый учет и включению в реестр муниципальной. собственности с целью выполнения работ по ремонту подпорных стен, прокурором города в адрес главы города Владивостока внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответу администрации от 17.10.2019 № 12297д спорные подпорные стены муниципальным имуществом не являются, в связи с чем, оснований для выполнения работ по ремонту содержанию не имеется. Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у администрации города Владивостока обязанности по содержанию указанных подпорных стен в рамках осуществления полномочий по благоустройству Владивостокского городского круга, в том числе по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, поскольку техническое состояние указанных объектов, а также их отсутствие может угрожать безопасности жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, повреждению имущества.
Непринятие мер, направленных на включение в реестр муниципальной собственности, находящихся в аварийном состоянии бесхозных подпорных стен, а также мер по их ремонту создает угрозу жизни и здоровью людей, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Вышеуказанные нарушения носят грубый характер, являются недопустимыми, нарушают основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, что, в свою очередь, создает угрозу безопасности движения пешеходов, может явиться причиной аварийных ситуаций.
Ссылаясь на п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 8 ч. 1 ст. 16, 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Муниципальный правовой акт города Владивостока 15.08.2018 № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа», ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», части 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер к постановке на кадастровый учет и включению в реестр муниципальной собственности, а также выполнению работ по ремонту подпорных стен, расположенных в районе <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока и в районе <адрес> в г. Владивостоке.
Возложить на администрацию г. Владивостока:
- обязанность организовать выполнение работ по ремонту указанных подпорных стен в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет и включению в реестр муниципальной собственности указанных подпорных стен в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В дальнейшем прокурор г.Владивостока неоднократно уточнял требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации города Владивостока, выразившееся в непринятии мер к постановке на кадастровый учет и включению в реестр муниципальной собственности, а также выполнению ремонтно-восстановительных работ подпорных стен, расположенных в <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока и в районе <адрес> в г. Владивостоке.
Возложить на администрацию города Владивостока обязанность организовать выполнение ремонтно - восстановительных работ подпорных стен, расположенных в районе <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока и в районе <адрес> в г. Владивостоке в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию города Владивостока обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет и включению в реестр муниципальной собственности подпорной стены, расположенной в районе <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока в г. Владивостоке, в течение 15 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В дальнейшем к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены гаражно-строительные кооперативы «Заря», «Заря 1».
В судебное заседание представители заинтересованных лиц не прибыли, извещались надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора г.Владивостока Шляпникова ФИО6. на иске настаивала.
Представитель администрации г.Владивостока Сухова ФИО7 возражала против удовлетворения требований, в дело представлен письменный отзыв, из которого следует, что в материалах дела не имеется доказательств того, что подпорные стены по <адрес>, по проспекту 100 лет Владивостока, 153 являются муниципальной собственностью. Таким образом, полагает необоснованными ссылки прокурора на положения ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ, поскольку вышеуказанные правовые нормы устанавливают полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию, распоряжению только в отношении муниципального имущества, а подпорные стены муниципальной собственностью не являются.
В соответствии с бюджетным законодательством несение муниципальным образованием расходов на содержание имущества, не являющегося муниципальной собственностью, расценивается как нецелевое использование бюджетных средств. Исковое заявление не содержит норму права, из которой бы следовала обязанность органа местного самоуправления принимать меры по содержанию и ремонту имущества, не являющегося муниципальной собственностью.
Согласно ответу управления дорог и благоустройства администрации от 28.01.2020 № подпорная стена в районе проспекта <адрес>, <адрес> (вдоль проезда к гаражно-строительному кооперативу) выполнена из железобетонных блоков, предположительно возведена при строительстве гаражно-строительного кооператива. Служит для подпора грунта земляного полотна подъезда к гаражно-строительному кооперативу.
Как следует из обзорной схемы расположения земельных участков в районе проспекта <адрес>, <адрес> подпорная стена расположена в границах сформированного земельного участка гаражно-строительного кооператива. Таким образом, расположение подпорной стены на участке гаражно-строительного кооператива устанавливает ответственность членов гаражно-строительного кооператива по несению бремени содержания подпорной стены.
Поскольку указанные в иске объекты недвижимого имущества не учтены в реестре муниципальной собственности, оснований для выполнения работ по текущему содержанию и ремонту указанных подпорных стен у администрации Владивостока отсутствуют.
Из искового заявления следует, что оно подано в интересах неопределенного круга лиц. Однако, круг лиц, чьи интересы затрагиваются состоянием подпорных стен, определен. К данным лицам относятся жители <адрес>, по проспекту 100 лет Владивостока. Поскольку оснований говорить о невозможности определения круга лиц, являющихся жителями <адрес>, собственников гаражных боксов гаражно-строительного кооператива по проспекту <адрес>, <адрес>, то есть лиц, чьи интересы затрагиваются, нет, прокурор не правомочен обращаться в настоящим иском. Данным правом наделены собственники вышеуказанных зданий, круг которых является определенным.
Согласно ответу от 23.12.2019 № 0205 управлением муниципальной собственности ведется работа по сбору информации о наличии либо отсутствии собственников на данные подпорные стены, организованы мероприятия по постановке подпорных стен, как объектов бесхозяйного недвижимого имущества. Просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, собранные и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа.
Пунктом 1.2 Муниципального правового акта города Владивостока 15.08.2018 № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа» (далее - Правила) установлено, что органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию благоустройства территории Владивостокского городского округа, является администрация города Владивостока.
В соответствии с п. 1.5 Правил под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории Владивостокского городского округа, по содержанию территории Владивостокского городского округа и расположенных на ней объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, земель или земельных участков, сходящихся в государственной или муниципальной собственности и используемых без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Частью 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются счет средств местных бюджетов.
Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В силу пункта 5 данного Порядка недвижимые вещи, находящиеся на территориях муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что в результате прошедших в период с 27.08.2019 по 28.08.2019 обильных осадков произошло обрушение подпорных стен, расположенных в районе <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока и в районе <адрес>.
Проведенными прокуратурой города с выходом на место проверочными мероприятиями установлено, что подпорные стены в районе <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока и в районе <адрес> полностью обрушены, части подпорных стен - бетонные блоки, части конструкций и грунт после обрушения хаотично расположены на проезжей части, меры по ликвидации обрушения не приняты, что подтверждается актами проверки от 16.09.2019.
Актом осмотра подпорной стены в районе <адрес> от 24.01.2020 выявлено, что обрушение участка подпорной стены из железобетонных блоков устранено, грунт ж/б блоки вывезены, откос разработан и уложен.
Актом осмотра подпорной стены по пр-ту <адрес>, <адрес> 24.01.2020 выявлено обрушение участка подпорной стены из железобетонных блоков, а также обрушение грунта на проезд к гаражно-строительному кооперативу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости подпорная стена в районе <адрес> 22.04.2020 принята на учет в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» как бесхозяйный объект недвижимости.
В ходе судебного заседания установлено, что в районе <адрес> по проспекту 100-летия <адрес> имеются две подпорные стены: одна в районе жилого дома, вторая – в районе гаражно-строительных кооперативов «Заря», «Заря-1».
В отношении подпорной стены в районе жилого <адрес> по проспекту 100-летия <адрес> спора между сторонами не имеется, данная стена является муниципальной собственностью и стоит на кадастровом учете.
В отношении второй подпорной стены, расположенной в районе гаражно-строительных кооперативов «Заря», «Заря-1», спор имеется, при этом представитель администрации полагал, что данная подпорная стена была возведена при строительстве гаражных боксов и относится к собственности гаражно-строительных кооперативов.
Данный довод судом тщательно проверен. Так, судом изучены решения Исполнительного комитета Советского районного Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельного участка за кооперативом «Заря» под строительство капитальных гаражей для стоянки личного транспорта по пр.100-летия Владивостока №», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении вновь созданного кооператива «Заря» по строительству капитальных гаражей для индивидуального автотранспорта по проспекту 100-летия Владивостока 153», решение Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельного участка за правлением кооператива «Заря» <адрес> под строительство 2-ой очереди капитальных гаражей западнее <адрес> по проспекту 100 лет Владивостока», акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная надпись от ДД.ММ.ГГГГ, заключение кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, обзорная схема взаимного расположения ГСК «Заря» и ГСК «Заря-2», решения Владивостокского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении построить на территории закрепленного за кооперативом «Заря» <адрес>, капитального гаража в двух уровнях», от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении построить на территории закрепленного за кооперативом «Заря» <адрес>, капитального гаража в двух уровнях», кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № правообладателем которого является ГСК «Заря», кадастровое дело объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050039:80, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда по делу № №/2014 от ДД.ММ.ГГГГ.
Перечисленными документами не подтверждается строительство подпорной стены гаражно-строительными кооперативами «Заря», «Заря-1», а также нахождение спорной подпорной стены в пределах земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположены строения гаражно-строительных кооперативов.
Также представителем администрации приведен довод о том, что часть обрушившейся подпорной стены в районе дома № 153 по проспекту <адрес> <адрес> расположена на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем потребительскому кооперативу «Жилищно-строительный кооператив №94 г.Владивостока».
Данный довод также опровергается материалами дела.
Так, согласно письму Управления муниципальной собственности г.Владивостока от 12.12.2019 № № часть стены расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, общей протяженностью 72 м, другая часть стены расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050039:4, протяженностью 13 м. Данная подпорная стена общей протяженностью 85 м. В средней части подпорной произошел обвал, протяженность обрушенной части подпорной стены составляет 19 м.
Из письма МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости города Владивостока от 13.10.2020 № м, следует, что часть обрушившейся подпорной стены расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, протяженностью 19 м.
Выпиской Единого государственного реестра недвижимости от 22.10.2020 подтверждается, что правообладатель земельного участка с кадастровым номером 25:28:050039:4 отсутствует.
Таким образом, учитывая, что на настоящий момент не имеется безусловных, бесспорных доказательств о правах собственности третьих лиц на разрушенную подпорную стену в районе <адрес> по проспекту <адрес>, при этом спорный объект не числится в реестре муниципального имущества, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.Владивостока по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - подпорной стены в районе <адрес> по проспекту <адрес> г.Владивостока Приморского края и возложении обязанности принять меры к постановке на учет указанной бесхозяйной недвижимой вещи в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требование прокурора о признании незаконным бездействия по включению в реестр муниципальной собственности суд отклоняет.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Способы приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренные статьями 218, 225 ГК РФ, возможны в случае отсутствия правопритязаний на объект, а также фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
Таким образом, государственная регистрация и постановка на учет в ЕГРН бесхозяйной недвижимой вещи сами по себе не свидетельствуют о возникновении права собственности на нее и не являются основаниями для включения в реестр муниципальной собственности.
О бездействии администрации по включению в реестр муниципальной собственности можно заявить при условии, если вещь принята на учет как бесхозяйное имущество, но по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, не обратился в суд с требованием о признании права муниципальной собственности.
Таким образом, администрация не наделена правом включить в реестр муниципальной собственности бесхозяйную вещь в отсутствие соответствующего судебного решения.
Вместе с тем, учитывая, что спорные объекты не состояли на учете в качестве бесхозяйных сроком более года, оснований для признания бездействия администрации по включению в реестр муниципальной собственности и возложении соответствующей обязанности в настоящий момент не имеется.
Также суд находит заявленными преждевременно требования о признании бездействия администрации, выразившееся в невыполнении ремонтно - восстановительных работ в районе <адрес> по <адрес> в г. Владивостоке, возложении обязанности организовать выполнение таких работ.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
Из пункта 12 приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" следует, что заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение.
Прокурор просит обязать административного ответчика провести ремонтно-восстановительные работы в отношении объектов, не являющихся муниципальной собственностью, возможные собственники которых имеют право в рамках реализации процедуры государственной регистрации и постановки на учет в Едином государственном реестре недвижимости бесхозяйной недвижимой вещи заявить о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение.
Таким образом, по результатам мероприятий, связанных с определением собственников подпорных стен, таковыми могут быть как администрация, так и третьи лица, в связи с чем в случае принятия судом решения о возложении на администрацию обязанности провести ремонтно-восстановительные работы такой судебный акт может быть в дальнейшем не исполним.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела стороны и суд не располагают неоспоримой информацией о праве собственности на подборные стены, поскольку судебное решение не может быть основано не предположениях, оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части не имеется.
Исходя из предмета спора, довод представителя административного истца о том, что прокурор не доказал обращение в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, суд отклоняет, полагая, что в пользовании подпорными стенами заинтересован неопределенный круг лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора г.Владивостока в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на кадастровый учет и ремонту подпорных стен удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - подпорной стены в районе <адрес> по <адрес> г.Владивостока Приморского края.
Обязать администрацию г.Владивостока принять меры к постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - подпорной стены в районе <адрес> по <адрес> г.Владивостока Приморского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения 25 декабря 2020 года.
Судья Л.В.Соколова