Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 17.11.2020 |
Дата решения | 09.12.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Соколова Лариса Валентиновна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 5a2c6e88-a2a7-3c45-818e-e3c2a23ec528 |
Дело № 2а-4943/2020
25RS0001-01-2020-007688-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года г.Владивосток Приморского края
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.В.,
при помощнике Кирьяченко К.И.,
с участием истца [СКРЫТО] ФИО9., ее представителя по ходатайству Долгоаршинных ФИО10.,
представителя ответчика по доверенности Рубцова ФИО11.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] ФИО12 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на получение регионального материнского капитала,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] ФИО13. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что 14 августа 2020 года Краевым государственным казенным учреждением «Центр социальной поддержки населения» было принято решение № об отказе в выдаче сертификата на получение регионального материнского капитала в связи с тем, что заявителем предоставлены документы не в полном объёме. Какие именно документы не были предоставлены, ответчиком в уведомлении не указано.
[СКРЫТО] ФИО14 в полном объёме были предоставлены необходимые документы. Фактическим местом жительства заявителя является Приморский край, поскольку с 2016 года [СКРЫТО] ФИО15. постоянно и преимущественно проживает в Приморском крае. Первый и второй ребенок были рождены в Приморском крае, постоянное место работы находится в г.Владивостоке, муж постоянно проживает в Приморском крае и имеет постоянную регистрацию по месту жительства в г. Владивостоке.
Принятое ответчиком решение не обосновано и не мотивировано, нарушает права и законные интересы на получение средств социальной поддержки. Ссылаясь на пункт 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 года, пункт 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, просит суд признать незаконным решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения», выраженное в уведомлении № от 14 августа 2020 года об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал и обязать восстановить нарушение путём выдачи сертификата в установленном порядке.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] ФИО16 и ее представитель Долгоаршинных ФИО17. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Рубцов ФИО18. возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения, в которых указал, что истец обратилась в учреждение с заявлением о выдаче сертификата регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка с приложением всех необходимых документов. При рассмотрении заявления специалистами учреждения установлено, что истец зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>. Право на сертификат возникает у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Приморского края, при рождении второго ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации. Факт постоянного проживания, по общему правилу подтверждается отметкой в документе удостоверяющим личность (паспорт гражданина Российской Федерации), либо вступившим в законную силу решением суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение (статья 264 ГПК РФ). Указанный факт при рассмотрении заявления о выдаче сертификата истец не подтвердила, равно как и данные сведения не подтвердились при электронном межведомственном взаимодействии учреждения с органами миграционного учета. У истца на момент подачи заявления о выдаче сертификата отсутствовало право на получения данной региональной меры социальной поддержки, как следствие, учреждением принято оспариваемое решение, о чем истцу направлено уведомление. Таким образом, действия учреждения являлись правомерными, основывались на законе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно Закону Приморского края от 13 февраля 2019 года № 448-КЗ "О социальной поддержке семей, проживающих на территории Приморского края" (далее – Закон № 448-КЗ) предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим законом, осуществляется в связи с рождением ребенка в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно.
Из статьи 5 Закона № 448-КЗ следует, что Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, устанавливается Правительством Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 21 июня 2019 года №378-па утвержден Порядок предоставления регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка (далее – Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении второго ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Приморского края, родивших второго ребенка, начиная с 1 января 2019 года.
Согласно пункту 3.8 Порядка в выдаче сертификата отказывается по основанию - отсутствие права заявителя на материнский (семейный) капитал.
Как усматривается из установленных при рассмотрении настоящего гражданского дела обстоятельств, [СКРЫТО] ФИО19. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству № № от 25 апреля 2018 года [СКРЫТО] ФИО20 зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> <адрес>.
24 июня 2020 года [СКРЫТО] ФИО21. родила второго ребенка [СКРЫТО] ФИО22., в связи с чем обратилась в Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о выдаче регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка (далее – сертификат).
Уведомлением от 14 августа 2020 года № № [СКРЫТО] ФИО23 было отказано в выдаче сертификата со ссылкой на пункт 3.5 Порядка.
Стороны в судебном заседании не оспаривали тот факт, что единственной причиной отказа в выдаче сертификата послужило отсутствие регистрации [СКРЫТО] ФИО24. по месту жительства в Приморском крае.
Анализ положений действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу, что ответчик принял оспариваемое решение в соответствии с положениями действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 13 февраля 2019 года № 448-КЗ "О социальной поддержке семей, проживающих на территории Приморского края" право на материнский (семейный) капитал возникает у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Приморского края, при рождении второго ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации.
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Приморском крае.
Согласно статье 7 Закона №448-КЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Пунктом 3.5 Порядка предоставления регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка установлено, что к заявлению о выдаче сертификата прилагается документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства заявителя и ребенка, с рождением которого возникло право на материнский (семейный) капитал, на территории Приморского края.
С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки непосредственно связано с наличием юридически значимого обстоятельства - наличие у гражданина места жительства на территории Приморского края.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Данным законом определены понятия:
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
По смыслу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2003 года № 105-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства заявителя [СКРЫТО] ФИО25 и ребенка [СКРЫТО] ФИО26., 24 июня 2020 года, с рождением которого возникло право на материнский (семейный) капитал, на территории Приморского края, заявителем в Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» не представлен.
Истцом [СКРЫТО] ФИО27. не оспаривался факт отсутствия у нее регистрации по месту жительства в Приморском крае.
Истица будучи зарегистрированной по месту жительства в Новосибирской области не лишена права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в Новосибирской области, а само по себе отсутствие у нее желание на их получение в указанном субъекте РФ не может являться основанием для обязания ответчика предоставить ей меры социальной поддержки как лицу временно пребывающему по определенному адресу на территории Приморского края.
Таким образом, требование Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к истице о предоставлении сведений о регистрации (учете) по месту жительства направленно на обеспечение организационных условий реализации Закона Приморского края от 13 февраля 2019 года № 448-КЗ "О социальной поддержке семей, проживающих на территории Приморского края", а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Приморского края от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Приморском крае.
В обоснование требований иска, истец сослался на позиции Верховного суда РФ, которые в настоящем деле применению не подлежат.
Доводы представителя истца о возможности установления в рамках настоящего дела юридически значимого факта постоянного проживания истицы на территории Приморского края основаны на ошибочном толковании норм Гражданского процессуального кодекса РФ.
Установление фактов, имеющих юридическое значение, регулируется главой 28 ГПК РФ, что подразумевает предмет спора и правовые основания, отличные от заявленных в настоящем деле.
Суд отклоняет позицию представителя истца о том, что уведомление от 14 августа 2020 года № не содержит конкретного указания на причину отказа в выдаче сертификата, поскольку как следует из текста иска, а также объяснений представителя истца, данных в судебном заседании, [СКРЫТО] ФИО28. было понято содержание уведомления об отказе в выдаче сертификате, имеющего ссылку на пункт 3.5 Порядка, и известна причина отказа, выразившаяся в отсутствии у нее регистрации по месту жительства.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения иска [СКРЫТО] ФИО29. не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 197, 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] ФИО30 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на получение регионального материнского капитала отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения 14 декабря 2020 года.
Судья Л.В.Соколова