Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 29.03.2017 |
Дата решения | 01.06.2017 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Воробьев Виталий Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | e9e88014-9b97-39cf-9313-afa271483849 |
Дело № 2а-2193/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего В.А. Воробьева,
при секретаре Т.Г. Новоселовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лысого ФИО5 к Администрации <адрес> о признании бездействия, акта обследования, заключения, распоряжения незаконными и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ он является собственником квартиры площадью 32,4 кв.м. по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован. <адрес>, в котором находится квартира, барачного типа, 1944 года постройки, капитальный ремонт не проводился. В марте 2014 г. он обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о направлении в его адрес межведомственной комиссии в целях решения вопроса о признании жилого помещения пригодным/непригодным для проживания. Администрация <адрес> отказала в направлении в его адрес комиссии, указав, что помещение находится в его собственности. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отказ Администрации <адрес>, выраженный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, был признан незаконным, при этом решение дополнено возложением на Администрацию <адрес> обязанности рассмотреть его заявление в установленном законом порядке. В связи с чем, Администрация <адрес> направила в его адрес межведомственную комиссию, которая приняла заключение (решение) от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости и возможности проведения капитального ремонта <адрес> д. по <адрес>, и после завершения капитального ремонта – о продолжении процедуры оценки. Указанное заключение было утверждено распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Он не согласился с данным заключением и ДД.ММ.ГГГГ истребовал у Администрации <адрес> акт обследования помещения, который был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ Затем ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию <адрес> с заявлением об отмене распоряжения, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> было отказано в отмене распоряжения. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в Администрацию <адрес> с аналогичным заявлением, ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему вновь было отказано. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Минстрой России, затем в ГЖИ по <адрес>, которая переадресовала заявление в Администрацию <адрес>. В результате ответа по существу не получено, а Администрация <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отказала в проведении повторной оценки жилого помещения. Полагает, что заключение (решение) межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное распоряжением Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, т.к. обследование проведено без его участия, он не был поставлен в известность об обследовании, был лишен возможности присутствовать при обследовании, участвовать в решении вопроса о признании помещения непригодным для проживания. Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фундамент имеет прогрессирующие трещины и разрушения, кроме того, имеет место выпадение штукатурки, трещины под оконными проемами, утеплитель в чердачном перекрытии сырой, древесина в балках растрескалась, имеются прогнившие участки. Состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома межведомственной комиссией оценивалось визуально, без применения каких-либо измерительных приборов, сведений о наличии соответствующего заключения, отвечающего требованиям закона, содержащего оценку результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследования, которое подтверждало бы пригодность жилого помещения для проживания, акт не содержит. Таким образом, к работе в комиссии не был привлечен ни собственник жилого помещения, ни уполномоченное лицо, ни квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, обследование проведено с нарушением требований Положения №. Незаконное заключение (решение) межведомственной комиссии нарушает его права на безопасные и благоприятные условия проживания, на предоставление ему пригодного для проживания помещения. Истец просит признать заключение Межведомственной комиссии Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановить срок на обжалование указанного заключения (решения); обязать межведомственную комиссию Администрации <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения по адресу: <адрес>2, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с уточненными требованиями от ДД.ММ.ГГГГ, просит суд признать неправомерными бездействие администрации <адрес> в непринятии должных мер, направленных на обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, и незаконными Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, Заключение межведомственной комиссии о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденное распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, восстановить срок; Обязать администрацию <адрес> принять меры к проведению межведомственной комиссией полного обследования жилого помещения в соответствии с Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования в уточненной редакции поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, пояснила, что со стороны Администрации <адрес> бездействия не имеется, обследование проведено, по результатам приняты соответствующие решения. Все обращения Лысого Ю.В. и его представителя были рассмотрены, на них даны ответы.
Обследование проводилось уполномоченными членами комиссии.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Ю.В. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 32,4 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Администрации <адрес>, выраженный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в направлении межведомственной комиссии при Администрации <адрес> заявления Лысого Ю.В. о принятии мер к оценке пригодности (непригодности) для проживания или аварийности <адрес>.94 по <адрес> в <адрес>.
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения; резолютивная часть решения дополнена: на Администрацию <адрес> возложена обязанность рассмотреть заявление Лысого Ю.В. в установленном законом порядке.
Из системного анализа норм КАС РФ следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации <адрес>» создана межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации <адрес> и утвердить ее состав.
В судебном заседании установлено, что межведомственной комиссией было проведено обследование <адрес> в <адрес>, по результатам обследования принято заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанной квартиры с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с требованиями, установленными Положением о непригодности для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, и после завершения капитального ремонта – о продолжении процедуры оценки <адрес> в <адрес>, что подтверждается имеющимся в материалах дела Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации <адрес> №–р от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта <адрес> с целью приведения утраченного в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, и после завершения капитального ремонта – о продолжении процедуры оценки.
На все обращения административного истца получены ответы, таким образом, суд приходит к выводу, что факт бездействия Администрации <адрес> в непринятии мер, направленных на обследование жилого дома по адресу: <адрес>, не нашел подтверждение в судебном заседании.
В то же время, в отношении требований административного истца по сущности оспариваемых актов, суд приходит к следующим выводам.
Из положений статей 1, 2 Жилищного кодекса Российской Федерации следует необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу пунктов 8, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно пункта 42 которого комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункты 1, 2 Положения).
Исходя из буквального толкования пункта 2 Положения следует, что Положение распространяется, в том числе, и на квартиры, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В силу пунктов 7, 8 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства, не опровергнутые представителем администрации <адрес>, суд приходит к выводу, что помещение осматривалось только визуально без применения каких-либо измерительных приборов, какие-либо эксперты проектно-изыскательских организаций к участию в комиссии не привлекались, оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, не производилась, заключение составлено исключительно по результатам визуального осмотра.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии, которым установлена возможность проведения капитального ремонта помещения, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
При составлении оспариваемого заключения члены комиссии, произведя визуальный осмотр помещения, сочли, что требуется капитальный ремонт помещения.
Суд приходит к выводу, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном помещении, изменения параметров среды и параметров микроклимата жилого помещения комиссией не определялись, не исследовались и не оценивались.
Вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта указанного помещения суд находит необоснованным, поскольку он не подтверждается ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.
В то же время, согласно выводов заключения по результатам технического обследования дома, произведенного ООО ФИО6В» (л.д.55), дом в целом, как и <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, общий процент физического износа равен 73,70, дом непригоден для проживания.
Учитывая, что выводы данного заключения какими-либо материалами дела не опровергнуты, суд приходит к выводу о признании незаконными Акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на администрацию <адрес> обязанности по организации проведения межведомственной комиссией полного обследования жилого помещения по адресу <адрес>, в соответствии с Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
По изложенному, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Лысого ФИО7 об оспаривании бездействия администрации <адрес>, признании акта и заключения незаконными, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, Заключение межведомственной комиссии о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность по организации проведения межведомственной комиссией полного обследования жилого помещения по адресу <адрес>, в соответствии с Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требования о признании неправомерным бездействия администрации <адрес>, выразившегося в непринятии должных мер, направленных на обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> В.А. Воробьев