Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 15.11.2016 |
Дата решения | 12.01.2017 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Воробьев Виталий Александрович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | af641651-13f7-33b0-86d2-0272dc848026 |
Мотивированное решение
изготовлено 17.01.2017.
Дело № 2-691/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего Воробьева В.А.,
при секретаре Новоселовой Т.Г.,
с участием представителей ПКО Всероссийского ФИО8» по доверенности Пенькова С.В., Казанского В.В.,
представителя ответчика АО ФИО9» по доверенности Ляпиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПКО Всероссийского «ФИО10» в интересах [СКРЫТО] ФИО11 к АО «ФИО12» в лице филиала «ФИО13» о признании незаконным изменения [СКРЫТО] ФИО14 продолжительности рабочей недели, возложении обязанности установления рабочей недели за работу во вредных условиях труда в размере 36 часов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Представитель по доверенности ПКО Всероссийского «ФИО15» в интересах истца обратился в суд с названным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что истец является работником ответчика, ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано ответчиком уведомление об изменении определенных условий трудового договора (-далее уведомления). По мнению ответчика, причиной для внесения этих изменений является снижение истцу компенсации за работу во вредных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах.
Просит суд о признании незаконным изменения [СКРЫТО] ФИО16 продолжительности рабочей недели, возложении обязанности установления рабочей недели за работу во вредных условиях труда в размере 36 часов, компенсации морального вреда.
Представители ПКО Всероссийского ФИО17» в судебном заседании настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме, по доводам и основания, изложенным в исковом заявлении, особо подчеркнули, что условия труда [СКРЫТО] А.А. не улучшились, а размер компенсации фактически уменьшился.
Представитель АО «ФИО18» в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в представленных письменных отзывах.
Истец в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, собранные и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает собранные и представленные доказательства достаточными в силу ст.55-73 Гражданского процессуального кодекса РФ для принятия решения, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Статьей 92 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых, по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Статьей 117 Трудового кодекса РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых, по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно ст.147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В судебном заседании установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с АО «ФИО20» и выполняет трудовую функцию в структурном подразделении <адрес> ГРЭС филиала «ФИО21» АО ФИО19» в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Участка обслуживания основного производства.
Как установлено в судебном заседании в структурном подразделении <адрес> филиала «ФИО22» АО «ФИО23» аттестация рабочих мест была закончена ДД.ММ.ГГГГ, предоставление гарантий, компенсаций и доплат за работу во вредных условиях труда производилось на основании Соглашения, подписанного работодателем и представителем работников ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным Соглашением была установлена рабочая неделя продолжительностью 36 часов для работников по 117 профессиям, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 7 до 14 дней по 122 профессиям и доплата от 4% до 16% по 122 профессиям, согласно Постановления Правительства РФ от 20.11.2008г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Кроме этого, данным Соглашением устанавливалось, что оно действует до проведения специальной оценки условий труда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с принятием которого внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации вступил в силу с 01 января 2014 года.
Таким образом, с указанной даты вместо аттестации рабочих мест предусмотрено проведение специальной оценки условий труда, которая является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Ранее действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 года № 342н. предусматривал, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (пункт 2 Порядка).
При этом введенный Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» порядок оценки условий труда, классификация условий труда, предусмотренная статьей 14 данного Закона, отличны от ранее установленного порядка и гигиенических критериев, характеризующих степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.
В соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года, объем, предоставляемых компенсаций является различным в зависимости от установленной степени вредности, ранее компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, независимо от степени вредности.
В силу ч.1, ч.3, ч.4, ч.5 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых, не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых, в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении…
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ силами специализированной организации ООО ФИО24» проведена специальная оценка условий труда на 183 рабочих местах структурного подразделения «<адрес>» филиала «ФИО25» АО «ФИО26
В судебном заседании установлено, что согласно значений факторов (исследований) по результатам специальной оценки условий труда, условия труда истца [СКРЫТО] А.А. не сохранились по причине различных значений факторов производственной среды и трудового процесса.
Как пояснил допрошенный в судебном заседании ответственный за охрану труда на предприятии свидетель Антонов А.А., в организации, в том числе и на рабочем месте истца, осуществляется поэтапное совершенствование условий труда, конкретно на рабочем месте истца произошло положительное изменение микроклимата в связи с работами по обмуровке котла (представлены подтверждающие документы в материалы дела).
Таким образом, при установлении размеров (видов) компенсационных мер истцам частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ, применению не подлежит, так как условия труда на указанных рабочих местах не сохранены.
В соответствии со ст.15 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работники филиала <адрес>», в том числе и истец, были ознакомлены с результатами проведенной специальной оценки условий труда под роспись, истец ознакомился с картами специальной оценки условий труда своего рабочего места под роспись, что не оспаривалось в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что никто из работников и председатель НПО СП <адрес>» не выразили своего несогласия с результатами специальной оценки условий труда, в 2015 году не обращались с заявлениями в суд, либо в ГИТ в <адрес>.
Приказом № «А» от ДД.ММ.ГГГГ директором филиала «<адрес>» была завершена специальная оценка условий труда и утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие локальных нормативных актов» в соответствии с ч.6 ст. 43 ТК РФ в результате реорганизации ОАО ФИО28» в форме выделения из него другого юридического лица (АО «ФИО27»), коллективный договор ОАО «ФИО30 на 2009-2016, с ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие.
Согласно приказу № «А» от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие приложений, списков и перечней филиала «ФИО31 на 2015-2016» во исполнение п.2 приказа ОАО «ФИО29» от ДД.ММ.ГГГГ № «О введение в действие локальных нормативных актов», с ДД.ММ.ГГГГ в ведены в действие приложения, списки и перечни филиала «Приморская генерация» аналогично редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом АО ФИО33» от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие коллективный договор АО ФИО32» на 2016-2017.
Согласно приказу АО «ФИО34» № «А» от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсации работникам СП ПГРЭС по результатам СОУТ» установило размеры компенсаций (количество дополнительных дней отпуска, процент доплат, продолжительность рабочей недели) работникам, работающим во вредных условиях труда.
Также, ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в <адрес> составлен акт проверки №/2 по заявлению работников от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении порядка проведения специальной оценки условий труда, повлекшее снижение компенсационных мер работникам, согласно указанному акту нарушений проведения специальной оценки труда Государственной инспекцией труда по <адрес> не выявлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Требование о компенсации морального вреда производно от требования признать незаконным изменение продолжительности рабочей недели, и также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ПКО Всероссийского «ФИО35» в интересах [СКРЫТО] ФИО36 к АО ФИО37 в лице филиала «ФИО38» о признании незаконным изменения [СКРЫТО] ФИО39 продолжительности рабочей недели, возложении обязанности установления рабочей недели за работу во вредных условиях труда в размере 36 часов, компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья <адрес>
суда <адрес> В.А. Воробьев