Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 24.09.2018 |
Дата решения | 13.11.2018 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Круковская Елена Никаноровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | bb135e29-a6f6-3ae7-b54e-ddcd243cb4fc |
Дело №2-4809/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владивосток 13 ноября 2018г.
Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.
с участием представителя истца Нетужилова Р.Г.
представителя ответчика Бабкина В.А.
при секретаре Матченко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Федеральному казенному учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю (далее ФКУ «УФО МО РФ по ПК»)
третье лицо Войсковая часть 44751
о взыскании не начисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что [СКРЫТО] А.С. является ст.мот.машинистом на килс «КИЛ-927» войсковой части 44751, находящейся на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю».
В период с 03.09.2017г. по 28.10.2017г., с 13.11.2017г. по 23.12.2017г., с 23.04.2018г. по 20.05.2018г. килс «КИЛ-927» находился в рейсе.
Ответчиком произведены начисление и выплата заработной платы за выходные и праздничные дни без компенсационных и стимулирующих надбавок: морской, за выслугу лет, премии, районный коэффициент, Северная надбавка.
В обоснование ссылался на позицию, отраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П, согласно которой часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
В связи с указанным, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу доплату за работу в выходные и праздничные дни: за 09,10,16,17,23,24,30 сентября 2017г. в размере 19 208,43руб., за 01.07,08,14,15,21,22,28 октября 2017г. в размере 17 928,15руб., за 18,19 ноября 2017г. в размере 4 257,88руб., за 21,22,29,30 апреля 2018г. в размере 9 133.15руб., за 01.02.05,06,09,12,13,19,20 мая 2018г. в размере 22 964,29руб.,а всего 73 491,89руб. Также истец просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000руб.
В окончательной редакции Истец, уточнив требования, на 13.11.2018г. просил суд взыскать с ответчика в свою пользу оплату труда за работу в выходные и праздничные дни: за 09,10,16,17,23,24,30 сентября 2017г., за 01.07,08,14,15,21,22,28 октября 2017г., за 18,19 ноября 2017г. в размере 4 257,88руб., за 21,22,29,30 апреля 2018г., за 01.02.05,06,09,12,13,19,20 мая 2018г. в размере 71 210,52руб. Также истец просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в судебном заседании принимает участие его представитель Нетужилов Р.Г.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что из положений части 1 статьи 153 ТК РФ во взаимосвязи с частью 4 статьи 129 ТК РФ следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работнику в повышенном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Ссылаясь на положения Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (далее - приказ Минздравсоцразвития России № 822) утверждены перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях Перечень видов выплат компенсационного характера) и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера); Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Положение о системе оплаты труда гражданского персонала), в соответствии с которым, гражданскому персоналу воинских частей и организаций предусмотрены различные виды выплат компенсационного и стимулирующего характера; письмо Федеральной службы по труду и занятости от 28 сентября 2011 г. № 2822-6-1, а также письмо Министерства здравоохранения РФ от 02 июля 2014 г. № 16-4/2059436, в соответствии с которыми расчет оплаты за работу в выходные и праздничные дни производится исключительно исходя из должностного оклада (тарифной ставки), компенсационные и стимулирующие выплаты в размер оклада (тарифной ставки) не включаются; п.14, п.23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, которым предусмотрена оплата труда гражданскому персоналу воинских частей и организаций в выходной или нерабочий праздничный день в соответствии со статьей 153 ТК РФ,т.е. без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала, что согласуется с Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы в той мере, которая предусматривает возможность определения системы оплаты труда, порядок начисления компенсаций и гарантий в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала, - просил в иске отказать.
В силу вышеприведенных положений законодательства, содержащего нормы трудового права, Учреждение правомерно осуществляло оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день исключительно исходя из оклада (должностного оклада) работника без применения к такому окладу выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Ответчик полагает, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П, на которое указывает представитель истца, не может быть применено в настоящем деле, поскольку основано на иных обстоятельствах, отличных от обстоятельств настоящего дела.
По мнению ответчика, Учреждение правомерно осуществляло оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день исключительно исходя из оклада (должностного оклада) работника без применения к такому окладу выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Поскольку истцу заработная плата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за спорный период была начислена в полном объеме в соответствии с нормами действующего законодательства, то заявленные требования истца не основаны на положениях действующего законодательства, содержащего нормы трудового права.
Кроме того, сумму компенсации морального вреда Ответчик считает необоснованно завышенной и не подлежащей взысканию. Размер компенсации расходов на оплату услуг представителя носит чрезмерный и необоснованный характер. В иске просил отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, о причинах неявки суд не располагает. Руководствуясь ст.ст.113-118,167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п.3 ст.37 Конституции РФ и ст.ст.2,11 ТК РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Договорная форма реализации способностей человека к труду позволяет воплотить конституционный принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Одной из форм возникновения трудовых отношений является заключение договоров, которые закрепляют обязанности сторон, в том числе, право работодателя требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и право работника требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работнику, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Одним из главных принципов правового регулирования трудовых отношений в ТК РФ устанавливается право работников на своевременное и в полном размере получение причитающейся им заработной платы при наличии возникновения трудовых отношений и выполнение работником трудовой функции.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, должности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда, что предусмотрено ст.132 ТК РФ.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принятыми в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст.12, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (далее - приказ Минздравсоцразвития России № 822) утверждены перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Перечень видов выплат компенсационного характера) и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера).
Согласно п.3 перечня видов выплат компенсационного характера, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии с пунктами 1 и 2 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение о системе оплаты труда гражданского персонала), в соответствии с которым, гражданскому персоналу воинских частей и организаций предусмотрены различные виды выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно п.14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, установлено, что в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Пунктом 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала предусмотрена оплата труда гражданскому персоналу воинских частей и организаций в выходной или нерабочий праздничный день в соответствии со статьей 153 ТК РФ без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала, что согласуется с Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы в той мере, которая предусматривает возможность определения системы оплаты труда, порядок начисления компенсаций и гарантий в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала.
Между тем, часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату. Более того, вопреки конституционному принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, работники, выполнявшие работу в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял аналогичную работу в обычный рабочий день (т.е. в нормальных условиях), при этом работники, системы оплаты труда которых не ограничиваются установлением лишь тарифной части заработной платы (оклада, должностного оклада), при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день фактически приравнивались бы с точки зрения оплаты их труда к лицам, чей труд оплачивается исключительно путем выплаты фиксированного оклада (должностного оклада).
Соответственно, при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Указанная правовая позиция высказана в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П.
Выявленный в вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что [СКРЫТО] А.С. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 44751 в должности ст.мот.машиниста.
В период с 03.09.2017г. по 28.10.2017г., с 13.11.2017г. по 23.12.2017г., с 23.04.2018г. по 20.05.2018г. истец работал в выходные и праздничные дни.
В спорный период Истец работал на килс «КИЛ-927», которое находилось в рейсе, что подтверждается приказами работодателя, выписками из табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда, а также расчетными листками работника за сентябрь 2017-декабрь 2017, апрель 2018-май 2018,январь 2018.
Дни отдыха за работу в указанные дни истцу не предоставлялись, что ответчик не оспаривает. Расчет произведен с применением районного коэффициента, ДВ надбавки, и надбавки за выслугу лет. Иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, установленные трудовым договором не были начислены. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Как следует из представленного истцом расчета, с учетом уточнений, проверенного судом, по состоянию на 13.11.2018г., доначислению и выплате за 09,10,16,17,23,24,30 сентября 2017г., за 01.07,08,14,15,21,22,28 октября 2017г., за 18,19 ноября 2017г. в размере 4 257,88руб., за 21,22,29,30 апреля 2018г., за 01.02.05,06,09,12,13,19,20 мая 2018г. подлежит сумма 71 210,52руб.
Расчет произведен на основании данных учета рабочего времени, представленных ответчиком, и в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 (ред. от 18.08.2016, с изм. от 30.01.2018).Ответчиком не оспорен.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что за ранее указанный период работы истца невыплаченная заработная плата составила 71 210,52руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст.237 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в счет компенсации морального вреда в размере 2 000руб., которую суд считает обоснованной, учитывая характер нарушения, лишающего работника права на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, т.е. средств к существованию, характер выполняемой работы; период просрочки и размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
На основании ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В связи с чем, с учетом объема выполненной представителем истца работы, количества судебных заседаний, принципа разумности и обоснованности, характера спора, а так же удовлетворения исковых требований истца в части, суд полагает возможным взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Истца расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000руб
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Федеральному казенному учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю (далее ФКУ «УФО МО РФ по ПК»), третье лицо Войсковая часть 44751 о взыскании не начисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда – удовлетворить в части.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни: за 09,10,16,17,23,24,30 сентября 2017г., за 01.07,08,14,15,21,22,28 октября 2017г., за 18,19 ноября 2017г. в размере 4 257,88руб., за 21,22,29,30 апреля 2018г., за 01.02.05,06,09,12,13,19,20 мая 2018г. в размере 71 210,52руб., компенсацию морального вреда 2000руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000руб.
В остальной части истцу в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Круковская Е.Н.
Мотивированное решение изготовлено 16.11.2018г.