Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 07.11.2019 |
Дата решения | 05.03.2020 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Тарбеева Виктория Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 7f53d403-700f-3e86-96d2-f73a6d905af1 |
Мотивированное решение суда составлено 11.03.2020г. Дело № 2-362/2020
УИН 25RS0001-01-2019-006449-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Тарбеевой В.Ю.,
при секретаре Мудрой Д.А.,
представителя истца Сохан О.В.,
представителя ответчика ФКУ «УФО МО РФ по ПК» – Говоруха Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хамицкого [СКРЫТО] [СКРЫТО]
к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю»,
третье лицо: войсковая часть №20293
о взыскании задолженности по оплате труда, денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец, первоначально, обратился в суд с иском к ФКУ УФО МО РФ по ПК о взыскании доплаты за работу в выходные и праздничные дни, в обоснование заявленных требований указав, что он является капитаном сбс «Фотий Крылов» войсковой части 20293, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю». В период времени с января по декабрь 2019 года истец на основании приказов работодателя привлекался к работает в ночное время, а также сверх нормы рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха привлекается к работе в выходные и праздничные дни. В войсковой части установлен суммированный учет рабочего времени, что предполагает подсчет часов переработки после окончания учетного периода. Дополнительный отпуск за ненормированность не компенсирует работу в выходные и праздничные дни. Если работнику пришлось работать в праздничную ночь, то ему полагает две выплаты: - за работу в праздники согласно ст. 153 ТК РФ, вторая – за работу в ночные часы согласно ст. 149 ТК РФ. Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, поскольку работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, а компенсационные и стимулирующие надбавки - только в размере 100 % оклада. В выходные дни работа ночью оплачена в размере 235% оклада, а компенсационные и стимулирующие надбавки - только в размере 200 % оклада. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска в июле 2019г. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате оплатой труда составила 118 555,51 руб.
В связи с указанным, просил суд взыскать с ответчика оплату труда в ночное время за период времени с января по декабрь 2019 года, компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб. и обязать произвести перерасчет отпуска за 2019 год и доплатить компенсацию отпуска.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд для участия в процессе своего представителя по доверенности.
Представитель истца в судебном заседании 26.02.2020 г. исковые требования уточнила в связи с представленными документами, и просила суд взыскать с ответчика: оплату труда за работу в ночное время за период с января по декабрь 2019 года в сумме 147 710,57 руб., доплату отпуска в период с 08.07.2019г. по 18.08.2019г. в сумме 17 032,26 руб., денежную компенсацию морального вреда 2000 руб. Представила уточненный письменный расчет иска и на вопросы суда и представителя ответчика пояснила, что расчет заработной платы произведен по расчетным листкам, по приказам командира в/ч 20293 о привлечении к работе в ночное время и на основании действующего законодательства. Дополнила, что в Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что заработная плата начисляется со всеми надбавками. Настаивала на удовлетворении исковых требований; размер компенсации морального вреда не считала завышенным.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, полагала, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 г. № 26-П, не может быть применено по настоящему делу. Оплата труда истцу произведена с учетом всех надбавок и доплат, предусмотренных системой платы труда в МО РФ, в том числе Приказа МО РФ №255. Надбавка за работу в ночное время относится к компенсационной выплате и применение к ней иных компенсационных выплат (морская надбавка, надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну и пр.) является незаконным. Требование о перерасчете отпускных, полагала производным от основного требования и не подлежащим удовлетворению. Размер компенсации морального вреда считала необоснованно завышенным и полагала, что надлежащим ответчиком по делу является работодатель. Контррасчет требований не представили, поскольку представленные истцом расчеты являются арифметически верными. В иске просил суд отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, сведениями о причинах неявки суд не располагает. Руководствуясь ст.ст.113-118,167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя.
Истец в судебном заседании, будучи извещенным о датах слушания, не присутствовал. Письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие; направил в суд своего представителя по доверенности.
В судебном заседании 06.05.2019г. после получения расчета ответчика и расчетного листка о выплате истцу части заработной платы, представитель истца заявила ходатайство об уточнении исковых требований и просила суд взыскать с ответчика в пользу Ченчель А.С. доплату за работу в выходные и праздничные дни за период с января по июнь 2018г. в размере 24 570,27 руб. В остальном, на иске настаивала по доводам, в нем изложенным.
Представитель ответчика исковые требования не признала в полном объеме, возражала против их удовлетворения по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела. Пояснила, что ФКУ УФО МО РФ по ПК находится в структуре МО РФ и поэтому руководствуется в своей деятельности приказами и распоряжениями этого министерства. Так, согласно требованиям Приказа Мо РФ №255 оплата производится за работу в выходные и праздничные дни без стимулирующих выплат. Полагала завышенной размер компенсации морального вреда и расходов на представителя.
Представитель в/ч 20293 в судебное заседание не явился. О датах слушания извещен судом должным образом заблаговременно заказной корреспонденцией, направленной судом по адресу, указанному в иске. Согласно сведениям на почтовом уведомлении, судебное извещение получено им заблаговременно. О причинах неявки суду не сообщал, никаких ходатайств в суд не направлял.
При таких обстоятельствах, в силу ст.ст.113-117,167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, просившего об этом, а также представителя в/ч 20293, извещенного о дате и времени слушания надлежащим образом, признав причину его неявки в суд неуважительной.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, полагает, собранные и представленные сторонами доказательства достаточными и допустимыми в силу ст.ст.56-71 ГПК РФ, считает исковые требования, с учетом уточнений, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ч.1 ст.12 ФЗ РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" (ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 377-ФЗ), личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данный вывод также подтверждается решением Верховного Суда РФ от 16.03.2005 N ВКПИ04-116 Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону Приказа Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации", которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.
Частью 5 ст.11 ТК РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.
В силу ст.ст. 21, 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, а работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, должности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда, что предусмотрено ст.132 ТК РФ.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принятыми в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст.12, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (далее - приказ Минздравсоцразвития России № 822) утверждены перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Перечень видов выплат компенсационного характера) и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера).
Согласно п. 3 Перечня видов выплат компенсационного характера, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии с пунктами 1 и 2 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с которым, гражданскому персоналу воинских частей и организаций предусмотрены различные виды выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно п.14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, установлено, что в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии со ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положениям ст.153 ТК РФ, дополнений № 515 от 18.08.16г. к приказу МО РФ № 255 от 23.04.14г., п. 23 приложения № 2 к приказу МО РФ № 255, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее одинарной дневной или часовой ставки за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх месячной нормы рабочего времени без учёта компенсирующего и стимулирующего характера.
Между тем, часть первая статьи 153 ТК РФ, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату. Более того, вопреки конституционному принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, работники, выполнявшие работу в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял аналогичную работу в обычный рабочий день (т.е. в нормальных условиях), при этом работники, системы оплаты труда которых не ограничиваются установлением лишь тарифной части заработной платы (оклада, должностного оклада), при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день фактически приравнивались бы с точки зрения оплаты их труда к лицам, чей труд оплачивается исключительно путем выплаты фиксированного оклада (должностного оклада).
Соответственно, при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Указанная правовая позиция высказана в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П.
Выявленный в вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Судом установлено, подтверждается исследованными материалами дела, что истец [СКРЫТО] Д.Л. на основании трудового договора № 654 от 19.11.2014г., состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 20293 в должности капитана сбс «СБ-522», находящейся на финансовом довольствии ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ».
В соответствии с приказами командира в/ч 20293 истец, наряду с иными работниками, привлекался к работе в ночное время в оспариваемый период времени с января по декабрь 2019г., что подтверждается представленными приказами за вышеуказанные месяцы 2019г., расчетными листками, не оспаривалось в суде представителем ответчика.
Дни отдыха за работу в указанные дни истцу не предоставлялись, что ответчик не оспаривает. Расчет произведен с применением районного коэффициента, ДВ надбавки, и надбавки за выслугу лет. Иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, установленные трудовым договором не были начислены. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Как следует из представленного истцом уточненного расчета, проверенного судом и признанного верным, не оспоренного ответчиком, оплата труда за работу истца в ночное время в период с января по декабрь 2019 года (за вычетом отпуска в июле 2019г. составила 147 710,57 руб.
В расчет оплаты отпуска, предоставленного истцу в период с 08.07.2019г. по 18.08.2019г. подлежат включению недоначисленная ответчиком заработная плата в сумме 96 638,23 руб., в связи с чем, размер доплаты отпуска истцу, согласно расчету иска, составил 17 032,26 руб.
Однако, из пояснений представителя истца следует, и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что выплаты истцу были произведены в меньшем размере, чем предусмотрено действующим трудовым законодательством.
Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28.06.2018г. по делу «О проверке конституционности ч.1. ст.153 Трудового Кодекса РФ в связи с жалобами граждан: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО16 и ФИО17 разъяснил, что при привлечении гражданского персонала воинских частей, заработная плата которых помимо месячного должностного оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась им предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, начисленной не мене чем в двойной или часовой ставки, должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные для них системой оплаты труда.
Доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является работодатель, а именно войсковая часть 20293, суд находит не состоятельными, поскольку со стороны работодателя нарушений прав истца не установлено, все выплаты производятся ответчиком на основании представленных работодателем приказов, которые им были направлены своевременно.
Довод ответчика о том, что заработная плата работнику в выходные и нерабочие праздничные дни осуществлялась исключительно исходя из оклада (должностного оклада) работника без применения к такому окладу выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии со ст.153 ТК РФ, п.14, 23.1 Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №255, противоречит конституционно-правовому смыслу, выявленному Постановлением Конституционного суда РФ от 28.06.2018г., являющимся общеобязательным в правоприменительной практике.
Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит недоплаченная заработная плата за работу в ночное время за период времени: январь - декабрь 2019г. (за вычетом отпуска в июле 2019г.), в сумме 147 710,57 руб. и доплата отпускных в сумме 17 032,26 руб. за предоставленный отпуск в период с 08.07.2019г. по 18.08.2019г.
В соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ за № 2 от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» в редакции постановлений Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006года № 63 размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд руководствуется принципом разумности, справедливости, наступившими последствиями нарушения прав работников на своевременную оплату труда и полагает возможным взыскать частично с ответчика в пользу истца в счет денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 167, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Хамицкого [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», третье лицо: войсковая часть №20293, о взыскании задолженности по оплате труда, денежной компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Хамицкого [СКРЫТО] [СКРЫТО] доплату за работу в ночное время за период времени: январь - декабрь 2019 г. (за вычетом июля 2019г.), в сумме 147710,57 руб.), доплату отпуска в сумме 17032,26 руб. за предоставленный отпуск в период с 08.07.2019г. по 18.08.2019г., компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.
В остальной части, исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Тарбеева В.Ю.