Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 29.02.2016 |
Дата решения | 16.05.2016 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Игнатьичев Денис Валерьевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | f6b3c69c-0f1c-3617-8da7-d0f29f5082b4 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владивосток | 16 мая 2016 г. |
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Игнатьичева Д.В.,
при секретаре Слипенчук В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Г.Д. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», третье лицо - войсковая часть 62665, о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, суммы районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи, выплаченной в 2016 году, а также компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Г.Д. обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что он в 2015 году работал в должности ведущего инженера управления технического обеспечения Тихоокеанского флота (далее – ТОФ), которое находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по ПК»). Его должность в штате 2/325 ТОФ поименована «гражданский персонал». Считает, что ему положена выплата единовременного денежного вознаграждения (далее – ЕДВ) за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, установленная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2007 № 645, однако выплата ЕДВ за 2015 год ему не производилась.
Также, по мнению истца, ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в нарушение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 № 1027, норм ТК РФ, произвело выплату материальной помощи в 2016 году без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных района Дальнего Востока.
Просит взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в его пользу ЕДВ по итогам работы за 2015 год в сумме 9134,10 руб., недоначисленные суммы районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи в сумме 3425,28 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
До рассмотрения дела по существу, судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена войсковая часть 62665.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, при подаче искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором также просил рассмотреть дело по существу в свое отсутствие. В отзыве мотивировал свою позицию о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Представитель войсковой части 62665 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований истца отказать, также просил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя войсковой части 62665.
При таких обстоятельствах суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные требования истца подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что [СКРЫТО] Г.Д. в 2015 году работал в должности ведущего инженера управления технического обеспечения ТОФ, которое находится на финансовом довольствии в ФКУ «УФО МО РФ по ПК». Должность истца поименована как «гражданский персонал», что подтверждается представленной выпиской из приказа № 5 от 13.01.2016 (л.д. 9).
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников… устанавливаются в соответствии с названным Кодексом.
В силу положений ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба…, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.
Управление ТОФ является отдельным органом Министерства обороны РФ, что в том числе подтверждается решением Верховного суда РФ от 16.03.2005 № ВКПИ 04-116, согласно которому гражданский персонал флотов Вооруженных Сил РФ относится к гражданскому персоналу отдельных органов федеральных органов исполнительной власти.
Рассматривая вопрос о правовом статусе гражданского персонала отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, суд учитывает, что Указом Президента РФ от 09.04.1997 № 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" Правительству РФ было поручено внести предложения по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента РФ "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" от 03.09.1997 № 981 утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы.
Должности гражданского персонала управлений военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления в вышеуказанных нормативных правовых актах отсутствуют.
Отсутствует указания на них и в постановлении Правительства РФ "О составе, предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" от 20.07.1998 года № 797.
В целях обеспечения социальной защиты работников военных округов, флотов и других органов военного управления и установления условий оплаты труда в соответствии с выполняемыми данными органами военного управления функциями Правительством РФ принято Постановление № 1027 от 30.12.2000 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" (далее – Постановление № 1027), в котором перечисленные выше органы названы отдельными органами федеральных органов исполнительной власти, выполняющими задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
Таким образом, возникла сохранившаяся до настоящего времени дифференциация гражданского персонала Министерства обороны РФ на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти и гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 21.05.2012 № 636, управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления в структуру федеральных органов исполнительной власти не включены.
Следствием названной дифференциации является то, что в настоящее время оплата труда двух категорий гражданского персонала Министерства обороны РФ осуществляется на основании различных нормативных документов.
Так, условия оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ установлены положениями Постановления № 1027, которые конкретизированы принятым во исполнение данного Постановления приказом Министра Обороны РФ от 02.03.2001 № 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ" (далее – Приказ № 90).
Условия оплаты труда гражданского персонала Министерства Обороны РФ (гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти), установлены постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 583) и, принятым во исполнение данного Постановления приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583" (далее – Приказ № 255).
Постановлением Правительства РФ № 645 от 05.10.2007 "О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года" (далее – Постановление № 645) установлена выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (далее - ЕДВ), производимая в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом (пункт 3). В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 названного Постановления вознаграждение выплачивается, в том числе, гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ.
Положения подпункта "в" пункта 2 Постановления № 645 в совокупности с положением ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об обороне» безусловно предоставляют истцу, относящемуся к гражданскому персоналу Вооружённых Сил РФ, право на получение ЕДВ. Невыплата истцу ЕДВ нарушает его право на равную оплату за труд, предусмотренную ст. 22 ТК РФ, поскольку труд истца без выплат ЕДВ оплачивается значительно меньше, чем труд работников иной категории гражданского персонала Вооружённых Сил РФ.
Решая вопрос о восстановлении нарушенного права истца на получение ЕДВ, суд отмечает, что отношения по выплате ЕДВ гражданскому персоналу отдельных органов Министерства Обороны РФ прямо не урегулированы действующими нормативными правовыми актами (Постановлением № 1027, Приказом № 90), сходные же отношения по выплате ЕДВ гражданскому персоналу Министерства обороны РФ урегулированы Приказом № 255. Так право гражданского персонала Министерства Обороны РФ на получение ЕДВ закреплено в пункте 51 Приложения № 2 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ к Приказу № 255. В соответствии с пунктом 53 указанного Приложения, размер вознаграждения, выплачиваемого работнику, не может превышать двух должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенному с работы в течение года - на день увольнения.
Исследовав сходные правоотношения по выплате ЕДВ гражданскому персоналу Вооружённых Сил РФ, суд приходит к выводу, что размер установленного Постановлением № 645 и полагающегося к выплате истцу ЕДВ не может превышать двух его должностных окладов по занимаемой должности.
Согласно произведенному истцом расчету (л.д. 11), проверенному судом и признанному верным, с учетом размера оклада [СКРЫТО] Г.Д. невыплаченная ему сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 год составила 9134,10 рубля.
Доказательств, свидетельствующих о произведенной выплате истцу единовременного денежного вознаграждения за 2015 год в указанной сумме ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Постановление Правительства РФ № 645 от 05.10.2007 не содержит каких-либо указаний на ограничение в его применении, в том числе по отношению к гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны РФ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца единовременного денежного вознаграждения за 2015 год в сумме 9134,10 рубля.
Вопреки доводам ответчика оснований для взыскания с ответчика невыплаченной суммы за вычетом НДФЛ не имеется, поскольку в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ при фактической выплате денежных средств налогоплательщику.
Следовательно, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика, а обязанность удержания налога при выплате денежных средств лежит на работодателе.
Рассматривая требования истца в части взыскания в его пользу районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока на материальную помощь за 2015 год, суд отмечает, что в соответствии со ст. 129 ТК РФ оплата труда работника кроме вознаграждения за труд включает в себя также компенсационные и стимулирующие выплаты.
В соответствии с пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 4 указанного Постановления, при утверждении фондов оплаты труда, сверх средств направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства на выплату, в том числе и материальной помощи в размере 2 должностных окладов, из чего следует, что материальная помощь не является составной частью фонда оплаты труда.
Аналогичные положения содержаться и в пп. «в» п. 2 приказа Министра обороны РФ от 02.03.2001 № 90 «Об упорядочении условий труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ», из которого следует, что при утверждении ежегодно фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, предусматриваются сверх суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, средства на выплату материальной помощи.
Помимо этого, п. 1 Разъяснений Министерства труда РФ от 11.09.1995 № 3 установлено, что процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и районные коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, в который включается вознаграждение за выслугу лет. При этом указанными разъяснениями не установлено, что в фактический заработок включается материальная помощь.
По смыслу ст. ст. 10 и 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Работникам этих предприятий и организаций выплачивается также процентная надбавка к месячной заработной плате.
Согласно п. 19 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 (в редакции приказа от 11.07.1991 № 77), в состав заработка, на который начисляются надбавки, материальная помощь не включается.
Аналогичное положение содержит также п. 7 Инструкции «О порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, с южных районах Дальнего Востока... социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255», утвержденной приказом Минтруда РСФСР № 3 от 22.11.1990.
Исходя из анализа вышеприведённых норм права, суд считает, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2016 год не имеется.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] Г.Д. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», третье лицо - войсковая часть 62665, о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, суммы районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи, выплаченной в 2016 году, а также компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу [СКРЫТО] Г.Д. единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в размере 9134,10 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного судаг. Владивостока | Д.В. Игнатьичев |