Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 01.04.2019 |
Дата решения | 27.08.2019 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Ящук Светлана Васильевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | cbe2ecd0-ec0f-3261-a2b7-d28c481633d2 |
Дело №
25RS0001-01-2019-002092-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 года г. Владивосток
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи С.В. Ящук,
при секретаре А.А. Денисенко,
с участием представителя истца Н.А. Кучумовой, представителя ответчика А.Е.Тишер,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконным отказа в постановке истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, третье лицо войсковая часть 69107,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, в обоснование требований, указав, что 03.09.2013 г. досрочно уволен в запас с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Во время прохождения военной службы был признан нуждающимся, поскольку ни он ни его супруга не имели иного жилья, в приватизации не участвовали. Во время прохождения военной службы с истцом был заключён договор найма служебного жилого помещения № 131 от 13.08.2012 г. о временном предоставлении помещения на семью из 3-х человек общей площадью 39,4 м.кв., расположенного по адресу: <адрес>. При увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями истец жилой площадью не обеспечивался, но продолжал проживать с семьей в служебной квартире, нести расходы по ее содержанию. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, проживает в данной служебной квартире. Поскольку истцу не было предоставлено сведений о постановке его на учет как нуждающегося ДД.ММ.ГГГГ истец обратился ФГКУ «Востокрегионжилье» (1 отдел) с заявлением о предоставлении ему сведений о решении о постановке его на учет нуждающегося, а также решение от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии истца как нуждающегося. До настоящего времени ответа на заявление получено не было. Истец считает, что не утратил право на улучшение жилищных условий, считает неправомерными действиями военного руководства МО РФ. Считает данный отказ неправомерным и подлежащим отмене. О снятии с очереди нуждающихся ему стало известно только в 12.02.2019 г. года после его обращения в ФГКУ «Востокрегионжилье». Никаких уведомлений о снятии его с составом семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях в его адрес не направлялось и соответственно им не получалось.
Просит признать незаконным и необоснованным решение № от 28.01.2019г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе, как гражданина, уволенного с военной службы, с составом семьи 5 человек; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина, уволенного с военной службы в установленном законом порядке, согласно приказу Министра Обороны РФ от 21.07.2014г. №, приказу МО РФ № с составом семьи 5 человек; признать за ФИО1 право постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с даты первоначальной постановки на учет.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд для участия в процессе своего представителя по доверенности.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях. Требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал их необоснованными, настаивал на доводах, изложенных в письменных возражениях, которые приобщены судом к материалам дела. Просил суд, к требованию о признании права за истцом постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с даты первоначальной постановки на учет применить срок исковой давности, поскольку представитель истца ссылается на 2015 год.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 (далее – Правила), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 3 Правил, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Согласно пункту 5 Правил в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 (далее - Инструкция), установлен порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны Российской Федерации только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и совместно проживающих с ними членов семей.
В соответствии с пунктом 5 указанной выше Инструкции, решение о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Согласно пункту 14 Правил военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) и ранее принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ оснований для снятия их с учета. В соответствии с Инструкцией с заявлением должен обращаться сам военнослужащий, при этом при подаче заявления им подается определенный пакет документов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен в запас с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп «а» п.2 ст.51 ФЗ «О статусе военнослужащих») приказом № от ДД.ММ.ГГГГ На момент увольнения общая продолжительность военной службы составляла 11 лет 3 месяца.
Как следует из текста искового заявления и пояснений представителя истца во время прохождения истцом военной службы с ним был заключён договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ о временном предоставлении помещения на семью из 3-х человек общей площадью 39,4 м.кв., расположенного по адресу: <адрес>. При увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями истец жилой площадью не обеспечивался. После увольнения истец продолжает проживать с семьей в служебной квартире, нести расходы по ее содержанию. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, проживает в служебной квартире.
Опрошенная в судебном заседании свидетель [СКРЫТО] К.А. пояснила, что в связи с переездом ответы от «Востокрегионжилье» были утеряны, сейчас проживают в четырехкомнатной служебной квартире, однако по данной квартире ответчик не осуществляет регистрацию по месту жительства и они остались зарегистрированы по однокомнатной квартире, в которой не проживают. Муж собирал документы с целью продлить служебное жилье.
Как следует из письма ФГКУ «Востокрегионжилье» от 29.01.2019г. № о рассмотрении заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, следует, что из представленных истцом документов: справки выданным Военным комиссариатом Советского и Первореченского районов г. Владивостока Приморского края от 27.11.2018г. №/р/624, усматривается, что календарная выслуга в Вооруженных силах РФ на момент увольнения в запас на основании п.п. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с невыполнением условий контракта, пр. командира в/ч 99333 № от 06.06.2018г. с 28.06.2018г. составляет 15 лет 05 месяцев.
Решением ФГКУ «Восторегионжилье» № от 28.01.2019г. мичману запаса [СКРЫТО] В.А. составом семьи 5 человек, отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Из послужного списка мичмана [СКРЫТО] В.А. следует, что первый контракт о прохождении военной службы им заключен после ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 15 № 76 - ФЗ 1998 г. на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 № 76 - ФЗ 1998 г. военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или ; федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, на жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации действующим законодательством возложена функция по признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемы по договору социального найма исключительно граждан, имеющих статус военнослужащих.
Аналогичные положения содержатся в Приказе Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", которым руководствуются жилищные органы Минобороны, при рассмотрении вопроса о признании военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, обеспечению жилыми помещениями.
Обосновывая иск, истец сослался на Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее - Постановление).
Вместе с тем, указанным Постановлением, регламентируется работа органов местного самоуправления по постановке на очередь военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, подлежащим увольнению или уволенным с военной службы, командиров воинский частей, самих военнослужащих.
В соответствии с п. 1. указанных Правил устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются -военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пункт 3. Правил, определяет, что контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пункт 4. Правил гласит, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Пункт 9. Постановления, определяет, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к муниципальному образованию законодатель относит городское или сельское поселение, муниципальный район, городской) округ либо внутригородскую территорию, находящуюся вне границ поселений.
К органам местного самоуправления Федеральным законом № 131 - ФЗ, отнесены избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Суд соглашается с доводом представителя ответчика о том, что жилищные органы Министерства бороны Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований не образуются, населением не избираются, а значит, правом разрешать вопросы постановки на учет военнослужащих, а уж тем более граждан уволенных с военной службы осуществлять контроль за учетом и распределением жилья в Порядке, установленном данными Правилами не наделены. Ответчик по делу общественных комиссий не имеет, данным Постановлением их деятельность не регламентирована, в связи с чем, обоснование иска оценка правоотношений [СКРЫТО] В.А. и ответчика в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054 не обосновано, указанная норма не подлежит применению при разрешении настоящего спора.
Суд полагает, что истцом не представлено доказательств его обращения в жилищные органы Минобороны с соответствующим заявлением о постановке на учет, до даты увольнения и исключения из списков воинской части.
Согласно приказу командира войсковой части 99333 от 06.06.2018 г. № 206, истец уволен с военной службы и исключен из списков воинской части 289 июня 2018 г., однако первичное обращение, о постановки на жилищный учет, согласно его утверждению в исковом заявлении произошло только в декабре 2018 году, то есть, после утраты им статуса военнослужащего.
Уставом ФГКУ «Востокрегионжилье», Положением о 1 отделе ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, Учреждение и его структурное подразделение не уполномочены принимать на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, не имеющих статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.
Федеральный закон № 76 - ФЗ, ведомственные акты Министерства обороны Российской Федерации, не предусматривают право
уволенных военнослужащих на принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечение их жилой площадью за счет средств Министерства обороны. В соответствии с п. 3 ныне действующей Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, также не предусмотрено право уволенных военнослужащих на принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечение их жилой площадью за счет средств Министерства обороны.
Суд соглашается с доводом представителя ответчика о том, что истец военнослужащим не является и правом быть принятым на учет нуждающихся не обладает.
Статья 2 Закона от 8 декабря 2010 г. № 342 - ФЗ определяет, что Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членами их семей, предусмотренные пунктом 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 май 1998 г. № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяется на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Таким образом, законодатель определил единственным условием, не подлежащим расширенному толкованию, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членами их семей это принятие их на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Суд полагает, что доказательств принятия на учет органами местного самоуправления [СКРЫТО] В.А. в материалах дела не имеется, соответственно, он не относится к категории граждан определенной Федеральным законом, Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членами их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих», на [СКРЫТО] В.А. распространяться не может.
Также в материалах дела отсутствуют сведения о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Требования о признании такого решения незаконным истцом в судебном заседании заявлены не были.
Представитель истца в судебном заседании ссылалась на письмо ФГКУ «Востокрегионжилье» от 28.05.2015г. №, которым истец уведомлен о том, что свободный жилой фонд для распределения военнослужащим по договору социального найма или в собственность отсутствует. Рекомендовано в течение 14 дней предоставить в отдел комплект документов, необходимый для оформления жилищной субсидию.
Суд полагает, что вышеуказанное письмо не может быть судом принято в качестве доказательства применительно к заявленным требованиями. Кроме того, копия письма не заверена организацией ее выдавшей. Иных документов, подтверждающих постановку истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении суду не представлено.
Кроме того, в судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с указанными требованиями, поскольку представитель истца в обоснование требований ссылается на события 2015 года.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о возможности применения срока исковой давности к правоотношениям сторон и последствий пропуска срока исковой давности, поскольку истец не обосновал данное обстоятельство и не представил соответствующих доказательств, подтверждающих пропуска для обращения в суд с данными требованиями за период с 2015г.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.(ст. 200 ГК РФ).
В силу поступившего от представителя ответчика соответствующего заявления суд применяет исковую давность в настоящем споре, применительно к требованию о признании за [СКРЫТО] В.А. право постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с даты первоначальной постановки нам учет. ( ст. 199 ГК РФ).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не обращался в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, в настоящее время [СКРЫТО] А.В. уволен с военной службы и утратил статус военнослужащего.
Кроме того, суд полагает, что истцу правомерно отказано в принятии на жилищный учет, поскольку только сам факт не обеспеченности истца постоянным жилым помещением, на дату увольнения, не может служить основанием для ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ по обеспечению жилым помещением для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа ответчика в постановке истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в получении жилья.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 197,198, 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконным отказа в постановке истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в получении жилья - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения, с 30.08.2019г.
Судья С.В. Ящук