Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 29.02.2016 |
Дата решения | 25.04.2016 |
Категория дела | - об оплате труда |
Судья | Остапенко Александра Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 75ea7173-77a7-3737-8fc1-5ca469ba54d6 |
№ 2-2609/2016
Мотивированное решение изготовлено25.04.2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2016 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Остапенко А.В.
при секретаре Роговой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 г. и районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2016 г.,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что она работает в службе защиты государственной тайны Тихоокеанского флота, которое находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», в должности заведующей делопроизводством.
Должность заведующей делопроизводством службы защиты государственной тайны ТОФ в штате 2/325 - управление флота (Тихоокеанского) поименована «гражданский персонал».
Начисление заработной платы производится в соответствии с приказом МО РФ от 02 марта 2001 года №90, которым предусмотрены, кроме указанных в приказе выплат, «производить иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами» (пункт 2 «б»), «формировать фонды оплаты труда с учетом: иных выплат предусмотренных соответствующими федеральными законами» (пункт 2 «г»).
В соответствии со ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в исполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено выплачивать вознаграждение гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 "в" постановления).
Она относится к категории «гражданский персонал» на основании штата № 2/325 - управление флота (Тихоокеанского).
Считает, что выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (НДВ) установленная Постановлением Правительства РФ от 5.10.2007г. № 645 ей положена и начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» не вправе его не выплачивать.
За 2015 год ей выплата ЕДВ не произведена.
В 2016г. ей была выплачена материальная помощь, без начислении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.
Просила взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» в её пользу единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме 7522 рублей 21 коп., доплату районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи в сумме 2820 рублей 82 коп. компенсацию морально вреда, в сумме 1000 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв, просил в удовлетворении иска отказать.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, изучив письменный отзыв, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, истец с 01.12.2010 г. по настоящее время работает в службе защиты государственной тайны Тихоокеанского флота, которое находится на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>».
Ответчиком не оспорено, что должность истца относятся к категории «гражданский персонал» на основании штата № - управление флота (Тихоокеанского).
Материалами дела подтверждается, что Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации.
В силу положений ч.1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 377-ФЗ), личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данный вывод также подтверждается решением Верховного Суда РФ от 16.03.2005 N ВКПИ04-116 Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону Приказа Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации", которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.
Исходя из смысла ч.6 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников… устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании ч.1 ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях… иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу ч.2 ст. 349 ТК РФ соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
По правилам ч.2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ссылку представителя ответчика на то обстоятельство, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», гражданский персонал Вооруженных Сил РФ, оплата которого осуществлялась на основе Единой тарифной сетки, был переведён на новую систему оплаты труда, а гражданский персонал отдельных органов на новую систему оплаты труда не переводился, следовательно, сохранена дифференциация между категориями гражданского персонала, оплата труда которого осуществлялась на основе ЕТС и отдельных органов, выплата ЕДВ на эту категорию работников распространена не была, суд считает не состоятельной.
Как следует из п. 1 постановления Правительства РФ от 05.10.2007 N 645 "О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года" выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (далее - вознаграждение) производится в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом. По решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти выплата вознаграждения может производиться в декабре календарного года, за который оно выплачивается. На основании п. 2 «в» указанного Постановления Правительства РФ, вознаграждение выплачивается гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации…
Вышеназванное Постановление Правительства РФ № 645 не содержит каких-либо указаний на ограничение в его применении, в том числе по отношению к гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны РФ.
Доказательств того, что в отношении истца издавались приказы о снижении размера вознаграждения или её лишении за 2015 г., представителем ответчика суду не предоставлено.
В силу требований п. 5 Приложения N 3 «Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо - оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации» к Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. N 555 «О мерах по реализации в вооружённых силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. N 583» при расчёте годового фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включённым в расчет годового фонда оплаты труда.
Следовательно, выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ), согласно Постановлению Правительства РФ от 05.10.2007 N 645 "О единовременно денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года" предусмотрена и категории «гражданский персонал».
Как установлено в судебном заседании, истец относится к гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации. Не выплатой ЕДВ, установленного в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 1394 от 1994 г. и № 1027 от 2000 г., нарушаются его права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истца без выплат ЕДВ оплачивается значительно меньше.
Учитывая, что Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 (ред. от 02.11.2009 г.) "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации", регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, а к указанным работникам относится гражданский персонал службы ТОФ, то выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ) согласно Постановлению Правительства от 05.10.2007 г. № 645 положена истцу.
Однако ЕДВ по итогам 2015 г. истцу не выплачено. Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.
В судебном заседании установлено, что на момент подачи искового заявления, выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам 2015 г. истцу произведена не была.
В тоже время, суд считает верным расчёт ЕДВ, представленный представителем ответчика, с учётом вычета подоходного налога, в пользу истца полагается к взысканию сумма в размере 6544,21 руб.
Статьей 144 ТК РФ определено, что для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 (ред. от 02.10.2009) "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" установлено, что: а) при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год): ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы - в размере 8,5 должностного оклада; ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов; премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов; материальной помощи - в размере 2 должностных окладов; ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов; б) фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда и, как составная часть ежегодного фонда оплаты труда, формируется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. Такая материальная помощь, определенная Постановлением Правительства РФ № 1027, напрямую связана с должностным окладом конкретного работника, то есть она твердо связана с выполнением определенной меры труда установленной сложности.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.10.1990 г. № 458, с учетом внесённых в него изменений постановлением Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 537, постановления Министерства Труда от 11.09.1995 г. № 49 и Инструкцией о составе фонда заработной платы... районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 г. № 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" введена выплата материальной помощи военнослужащим контрактной службы, согласно которому им оказывается материальная помощь в размере двух должностных окладов с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.
Поскольку должность истца относится к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, следовательно, при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала, установленными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2001 г. № 1027 г., нарушаются ее права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истца без выплат районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи оплачивается значительно меньше.
В тоже время, суд считает верным расчёт районного коэффициента и надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока представленный представителем ответчика, с учётом вычета подоходного налога. В пользу истца полагается ко взысканию сумма в размере 2453,83 руб.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 (в редакции от 28.12.2006 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Суд признает требования истца о компенсации морального вреда в размере 1000 руб. законными и обоснованными, однако полагает, что размер их завышен, и, руководствуясь принципом разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 г. и районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2016 г. удовлетворить в части.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО1 (с учётом вычета подоходного налога): единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в размере 6544 рубля 21 коп., районный коэффициент и процентную надбавку к материальной помощи за 2016 г. в размере 2453 рубля 83 коп., компенсацию морального вреда в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.В.Остапенко