Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 20.04.2018 |
Дата решения | 08.06.2018 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Круковская Елена Никаноровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7c2a8d2c-8cd5-3f5e-98c4-c43c5903c2d4 |
Дело №2-2554/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Владивосток 08 июня 2018г.
Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.
с участием представителя истца [СКРЫТО] В.А. – Кауровой Т.В.
представителя администрации г.Владивостока Лапкина М.С.
при секретаре Матченко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]
к Администрации г.Владивостока
о возложении обязанности выкупить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил возложить обязанность на Администрацию г.Владивостока выкупить принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение – 2-комнатную квартиру, общей площадью 47,7кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; выплатить выкупную стоимость спорного жилого помещения согласно Справке №01-18 ИП Овчаренко Т.Ю. в размере 4 000 000руб. и прекратить право собственности [СКРЫТО] В.А. на вышеуказанное жилое помещение.
В обоснование своих требований истец указал, что он является собственником вышеуказанного жилого помещения. В мае 2013г. данный дом был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, на УМС администрации г.Владивостока была возложена обязанность переселить собственников жилых помещений путем заключения с ними договоров мены. Однако до настоящего времени договор мены с истцом не заключен. Вопрос о расселении собственников вышеуказанного жилого дома во внесудебном порядке администрация г.Владивостока отказывается. По мнению истца, взамен изымаемого жилья, ему должно быть предоставлено другое жилое помещение.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации г.Владивостока возражал относительно удовлетворения заявленных требований; представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно Программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владивостокского городского округа» на 2014 - 2017 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей города Владивостока» на 2014 - 2019 годы, утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 № 2707. В данную Подпрограмму в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2012 года.
Многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации города Владивостока от 11.06.2013 № 421-р.
Также распоряжением установлен порядок, предшествующий сносу дома: предоставить благоустроенные жилые помещения по договору социального найма гражданам, зарегистрированным по мету жительства в указанном доме; рекомендовать отделению № 1 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» исключить из числа жилых, снять с технического учета указанный дом; УМС исключить из реестра муниципального имущества квартиры в указанном доме; МАУ «Расчетно-кассовому центру жилищно-коммунального хозяйства Владивостока» прекратить начисления платы за жилые помещения и коммунальные услуги после переселения граждан. Таким образом, после этого администрация г.Владивостока имеет право осуществить снос указанного дома.
В связи с указанным распоряжением, а также во исполнение судебных решений, администрацией города Владивостока были выплачены денежные средства для приобретения жилых помещений нанимателю <адрес> по ул. ФИО3; нанимателю <адрес> по ул. ФИО4. Также, во исполнение судебного решения, выплачены денежные средства собственнику квартиры № 7 в доме № 7 по ул. ФИО10
До настоящего времени, остаются не расселенными четыре семьи, проживающие в жилых помещениях <адрес>, в том числе три семьи на условиях договоров социального найма, а именно: <адрес> - ФИО11 - договор социального найма от 09.02.2017 № 75; <адрес> - ФИО12 - договор социального найма от 18.10.2012 № 1581; <адрес> – [СКРЫТО] В. А. - собственник; <адрес> - ФИО13 - договор социального найма от 08.09.2016 № 806.
Следовательно, выкуп жилого помещения, принадлежащего на праве собственности [СКРЫТО] В.А. возможен только после выполнения действий, предусмотренных распоряжением от 421-р от 11.06.2013, а также только после предъявления требования о сносе дома.
Кроме того, согласно информации УМС г.Владивостока [СКРЫТО] В.А. не обращался в администрацию г.Владивостока с заявлением о выплате выкупной цены за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также, что [СКРЫТО] В.А. малоимущим в целях дальнейшего принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не признавался, на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит. Просит исковые требования оставить без удовлетворения.
Также указал, что учитывая положения закона о свободе договора, на Администрацию г.Владивостока не может быть возложена обязанность заключения договора по выкупу жилого помещения истца.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно закона РФ «Об "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в компетенцию органов местного самоуправления входит обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно абз.3 п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают, помимо нанимателей, и собственники жилых помещений.
Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как установлено в судебном заседании, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 24.04.1974г.р. является собственником жилого помещения – 2-комнатной квартиры, общей площадью 47,7кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно заключению 16.05.2013г. №21 Межведомственной комиссии о признании многоквартирного <адрес> в <адрес>, указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу.
Вышеуказанное заключение утверждено Распоряжением Администрации г.Владивостока от 11.06.2013г. №421-р.
Согласно п.2 указанного распоряжения от 11.06.2013г. №421-р на Управление по учету и распределению жилой площади администрации г.Владивостока возложена обязанность предоставить благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма жилого помещения гражданам, зарегистрированным по месту жительства в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
На Управление муниципальной собственности г.Владивостока возложена обязанность исключить из реестра муниципального имущества города Владивостока квартиры в многоквартирном <адрес> в <адрес> после переселения из него граждан и заключить договоры мены с собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес> в <адрес> (п.3 распоряжения от 11.06.2013г. №421-р).
Однако указанное решение до настоящего времени не исполнено, что ответчиком не оспаривается.
Решением Ленинского районного суда г.Владивостока от 15.01.2018г., вступившим в законную силу 16.02.2018г., исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Владивостока о возложении обязанности заключить договор мены с [СКРЫТО] В.А. на принадлежащую ему на праве собственности 2-комнатную квартиру общей площадью 47,7 кв.м., расположенную: <адрес>, оставлены без удовлетворения. Указано, что жилищные права собственника [СКРЫТО] В.А. могут быть защищены в порядке, предусмотренном п.10 ст. 32 ЖК РФ, а именно выкупа жилого помещения, с соблюдением установленной процедуры.
В соответствии с ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст.32 ЖК РФ).
В силу ч.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
В соответствии со ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
При этом, ст. 421 ГК РФ предусматривает возможность понуждения к заключению договора в случае, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ или законом.
Согласно Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.14), в компетенцию органов местного самоуправления входит обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда по иску. Как следует из положений данной нормы, иск предъявляется уполномоченным органом федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
При этом, указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч.9 ст.32 ЖК РФ).
Как следует из смысла ч.9 ст.32 ЖК РФ, данная норма, прямо предусматривает обязанность именно уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления подготовить проект соглашения об изъятии имущества и направить в адрес собственника.
Поскольку истцом не ставится вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - положения Главы 7 Жилищного кодекса РФ (Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма), в части необходимости признания истца малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в целях реализации его жилищных прав по основаниям, предусмотренным ст. 32 ЖК РФ, не подлежат применению.
Таким образом, бездействие Администрации г.Владивостока в нарушение требований, предусмотренных Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.32 ЖК РФ по заключению с [СКРЫТО] В.А. соглашения о выкупе жилого помещения, нарушает права истца, предусмотренные Жилищным кодексом РФ.
Вопрос о стоимости спорного жилого помещения подлежит согласованию сторонами при заключении соглашения.
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на Администрацию г.Владивостока заключить с ним соглашение о выкупе аварийного жилого помещения, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования о прекращении права собственности истца на спорное жилое помещение не подлежит удовлетворению, поскольку не установлено на дату рассмотрения спора оснований прекращения права собственности, предусмотренных ст. 235 ГК РФ.
Также в силу ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. При этом, отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации г.Владивостока о возложении обязанности выкупить жилое помещение – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Владивостока направить в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ заключить соглашение о выкупе у [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] жилого помещения – 2-комнатной квартиры, общей площадью 47,7кв.м., расположенной по адресу: г.Владивосток, ул.Катерная,7,кв.6.
В остальной части исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Е.Н. Круковская