Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 25.04.2018 |
Дата решения | 13.09.2018 |
Категория дела | О предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным |
Судья | Ящук Светлана Васильевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 97e105c9-9f77-34eb-a02f-7cafb148f8ba |
Дело № 2-2339/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего Ящук С.В.
при секретаре Денисенко А.А.,
с участием представителя истца Громова К.В.,
представителя администрации г. Владивостока Финогеновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
третьи лица: [СКРЫТО] Сергей Аврамович,
Губинских Александра Сергеевна, Губинских Арина Сергеевна, Губинских Александра Владимировна, Губинских Диана Романовна в лице их законного представителя (матери) Губинских Александры Сергеевны,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований, указав, что зарегистрирована по месту постоянного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, однако в указанном жилье фактически проживать невозможно по причине несоответствия всем нормам после пожара. Просит обязать администрацию г. Владивостока предоставить [СКРЫТО] Т.Н. жилое помещение по договору социального найма на территории Владивостокского городского округа общей площадью не менее 18 кв.м в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации г. Владивостока судебном заседании исковые требования не признала, просила суд оставить заявленные требования без удовлетворения, представила письменный отзыв, который приобщен судом к материалам дела.
В судебное заседание иные участники процесса не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, конверты с извещением вернулись в адрес суда за истечением срока хранения на почте.
С учетом требования ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания должным образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Т.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, общей площадью 41,9 кв.м., всего в указанном помещении зарегистрировано 6 человек.
Постановлением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ. № [СКРЫТО] Т.Н. признана малоимущей в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ответу Управления по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока на заявление [СКРЫТО] Т.Н. о включении в список граждан, имеющих право на внеочередное представление жилых помещений по договорам социального найма следует, что у администрации г. Владивостока отсутствуют законные основания для включения [СКРЫТО] Т.Н. в список граждан, имеющих право на внеочередное представление жилых помещений по договорам социального найма, поскольку многоквартирный <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством РФ, аварийным и подлежащим сносу не признавался.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятии таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что межведомственной комиссией в 2000 году оценка соответствия требованиям, установленным в Положение многоквартирного <адрес>, по результатам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ, из восьми квартир не пострадали только две <адрес> №, то есть в результате пожара <адрес>, в которой зарегистрирована ФИО1 не пострадала. На основании указанного акта администрацией <адрес> было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании непригодным для проживания на момент обследования <адрес>, пострадавшего в результате пожара».
П. 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании непригодным для проживания на момент обследования <адрес>, пострадавшего в результате пожара» предусматривалась необходимость заключения договора со специализированной подрядной организацией на выполнение капитального ремонта фасада, кровли, электропроводки <адрес>, а также на восстановление квартир №№,6, сгоревших в результате пожара и квартир №№,3,4,8 - пострадавших от пожара и воды.
МКУ «Архив <адрес>» были предоставлены документы, в составе которых имеется письмо Управления жилищно-коммунального хозяйства» в адрес начальника управления ЖКХ - информация о ж/<адрес> (пострадавшего в результате пожара в 2000).
В данном письме указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подрядная организация ООО «БазальтстройИНВЕСТ» выполнила капитальный ремонт шиферной кровли с частичным ремонтом чердачного перекрытия, утеплением шлаком перекрытия. Выполнен ремонт деревянной обшивки фасада. Восстановлена сгоревшая деревянная веранда, все лестницы, остекление веранды и пристройки. Выполнен ремонт электроснабжения с установкой ВРУ и приборами учета. В квартирах №№,3,4,6,8 выполнен восстановительный ремонт в соответствии с техническим паспортом здания и некоторыми пожеланиями граждан, проживающих в квартирах. Акт приемки выполненных работ подписан комиссией с участием эксплуатирующей организации ОАО РЭКОМП ДД.ММ.ГГГГ. В связи со строительством 16-этажного дома по адресу: <адрес>, МУП «Владстройзаказчик» было предложено совместно с фондом жилищного строительства <адрес> снести 8-ми квартирный дом в зоне строительной площадки, для чего выделить 19 квартир для расселения жильцов и взял на себя разницу в оплате между фактической стоимостью 1 кв.м и утвержденной Госстроем РФ на IV квартал текущего года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилья всем категориям граждан за счет средств федерального бюджета (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
В последующем в соответствии с договором на реализацию муниципальной целевой программы «Переселение граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> и Фондом жилищного строительства <адрес>, принимая во внимание постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, учитывая письмо генерального директора МУП «Владстройзаказчик» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией <адрес> было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О расселении жильцов и разрешение сноса жилого дома по адресу: <адрес>». Обязанности администрации <адрес> как органа местного самоуправления по расселению жильцов дома не предусматривалось данным постановлением и оно не было реализовано.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Таким образом, суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что <адрес> признавалась непригодной для проживания в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Многоквартирный <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, также аварийным и подлежащим сносу не признавался.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда установлен ст 86 - 89 ЖК РФ.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При таких обстоятельствах требование истца о необходимости обеспечения жилым помещением по норме предоставления только для [СКРЫТО] Т.А. противоречит закону.
В управлении по учету и распределению жилой площади администрации
г. Владивостока договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не заключался.
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки по форме Ф-10 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы Губинских Александра Сергеевна, Губинских Ариана Сергеевна, Губинских Александра Владимировна, Губинских Диана Романовна, а также [СКРЫТО] Сергей Аврамович и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Жилое помещение по указанному адресу находится в собственности у [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - 1/4, [СКРЫТО] Сергея Аврамовича - 1/4, Скиба Надежды Ивановны - 1/4, Губинских Арианы Сергеевны - 1/4 на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не находится в муниципальной собственности. Истец является собственником только ? доли в праве общей долевой собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
В соответствии с частью II «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, следует, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривается принятие региональных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, в долгосрочные муниципальные программы муниципальных образований Приморского края подлежали включению многоквартирные дома, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в порядке, установленным Положением, признаны до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу. В связи с тем, что многоквартирный <адрес> кодексом РФ, в порядке, установленном Положением, не был признан аварийный и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ, в такую программу он не включен.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 23.04.2018г. исковые требования Губинских А.С. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Губинских А.С, Губинских Д.Р., Губинских А.В., при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] Т.Н., о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении истца составом семьи 4 человека из списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма; возложении обязанности восстановить истца составом семьи 4 человека в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по оговорам социального найма; возложении обязанности предоставить на состав семьи 4 человека благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше решение оставлено без изменения.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Постановлением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден административный регламент предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Приморского края.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Согласно ч. 10 указанной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 указанного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела также следует, что многоквартирный <адрес> в <адрес> не был включен в долгосрочные муниципальные программы муниципальных образований <адрес>, в которые подлежали включению многоквартирные дома, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в порядке, установленным Положением, признаны до 01.01.2012г. аварийными и подлежащими сносу. Суд полагает, что у истца не возникло право требовать предоставления ей другого жилого помещения в собственность, поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес> в соответствии с ЖК РФ, в порядке, установленном Положением, не был признан аварийным и подлежащим сносу до 01.01.2012г.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца с 18.09.2018.
Судья Ящук С.В.