Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 02.03.2015 |
Дата решения | 07.09.2015 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 9d31b0b5-1f12-3be2-a5f1-47cbad419ad6 |
Дело №2-2256/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Владивосток 07.09.2015г.
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
председательствующего судьи Круковской Е.Н.
при секретаре Припадаеве А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2, ФГУ «Государственное бюро судебно-медицинской экспертизы», Федеральному фонду обязательного медицинского страхования РФ. Федеральному государственному бюджетному учреждению Центра Реабилитации (для детей с нарушением слуха) (<адрес>), Государственному автономному учреждению здравоохранения «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи»(<адрес>).
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, согласно которому ее сын ФИО2 является ребенком-инвалидом. Его диагноз: 2-сторонняя хроническая сенсоневральная глухота. 14.05.2009г. на основании рекомендаций врачей ФИО2 была проведена операция по кохлеарной имплантации и в настоящее время мой сын пользуется <данные изъяты> серийный № система <данные изъяты> Однако на сегодняшний день существует современная версия звукового процессора <данные изъяты>, который обеспечивает более комфортное субъективное восприятие звуковых сигналов, лучшую разборчивость речи в шуме, а соответственно, и лучшие речевые результаты, влагозащищен, что особенно важно для активного ребенка. За счет небольших размеров процессор размещается за ушной раковиной, незаметен, что позволяет ребенок чувствовать себя психологически комфортно в среде слышащих сверстников.
Согласно медицинскому заключению врача сурдолога- оториноларинголога от 11 июля 2014 года, в целях продолжения успешно социальной реабилитации, улучшения качества жизни ребенка на основании технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 рекомендуется замена имеющегося речевого процессора на новую модель.
В силу положений Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 3, 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов к ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия), в связи с тем, что эксплуатации речевого процессора истек в мае 2014г., обратилась в бюро МСЭ с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) для ребенка-инвалида ФИО2.
По результатам проведения экспертизы бюро медико-социальной экспертизы № (смешанного профиля) в <адрес> была разработана ИПР к акту освидетельствования №.16.25/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите Инвалидов в Российской Федерации», Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, в разработанной ИПР не было указано на нуждаемость замены технического средства реабилитации, а именно речевого процессора.
В порядке ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с п. 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» истица обжаловала решение. Главным бюро изменений в ИПР внесено не было, было рекомендовано обратиться с заявлением о замене технического средства реабилитации в Фонд социального страхования РФ.
ФСС РФ же, в свою очередь, в ответ на мое обращение письмом от 26.11.2014№ указал на то, что замена технического средства реабилитации осуществляется строго в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, из чего можно сделать вывод о том, что поскольку в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ №, разработанной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Бюро медико-социальной экспертизы № ФИО2, отсутствуют рекомендации по обеспечению речевым процессором, то произвести замену технического средства реабилитации не представляется возможным.
Просила обязать суд ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Бюро медикосоциальной экспертизы № указать в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ №, разработанной ФИО2 на нуждаемость замены технического средства реабилитации, а именно речевого процессора. Обязать Государственное учреждение - <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования РФ произвести ФИО2 замену технического средства реабилитации- речевого процессора.
В ходе судебного разбирательства истцом требования были уточнены. Истица просила возложить на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Бюро медико- социальной экспертизы №& обязанность указать в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ №, разработанной ФИО2 на нуждаемость замены технического средства реабилитации, а именно речевого процессора. Возложить на ответчиков обязанность произвести ФИО2 замену речевого процессора системы кохлеарной имплантации на новую модель, ссылаясь на положения статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1273),; Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 178н, приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 526н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации" медицинская помощь при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации является специализированной.
Указала, что согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на обеспечение бесплатно за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р. В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия). Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи, регламентирован соответствующим Положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 796н, руководствуясь которым на ответчиков должна быть возложена обязанность по замене речевого процессора за счет средств Федерального фонда медицинского страхования.
Истец и ее представитель ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что требования поддерживают в полном объеме.
Представители ФКУ «ГБ СМЭ по <адрес>» возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения, согласно которым, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11. 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработка индивидуальной программы реабилитации осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. №-<адрес> технических средств реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н. В состав Федерального перечня входят протезы, в том числе эндопротезы. Кохлеарные импланты являются одной из разновидностей эндопротезов. Система кохлеарной имплантации состоит из имплантируемой (вживляемой) части - кохлеарного импланта, и внешней части - речевого процессора и других блоков (элементов). Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно- ортопедическими изделиями до их замены. Указанным приказом предусмотрены сроки пользования и замены только для кохлеарных имплантов, и эти сроки определяются лечебно-профилактическими учреждениями и подтверждаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (TCP) осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида путем предоставления соответствующего TCP, а также оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного этим органом TCP. В соответствии с пунктами 8,10 Правил, для осуществления уполномоченным органом ремонта TCP (изделия), замены по истечении установленного срока пользования либо досрочной замены предоставление ИПР не требуется. Финансирование затрат по ремонту и замене TCP осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение инвалидов TCP, включая изготовление и ремонт протезно- ортопедических изделий.
года лечебно-профилактическим учреждением ФИО2 направлен на МСЭ с целью разработки ИПР и внесения в нее нуждаемости замены речевого процессора, дополнительно приложив заключение сервисной службы о состоянии речевого процессора с рекомендациями замены речевого процессора (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
года ФИО2 освидетельствован в бюро МСЭ №. Так как отсутствовали правовые основания во внесении в ИПР нуждаемости замены речевого процессора, бюро МСЭ отказало ФИО2
Учитывая вышеизложенное, считаем неправомерным внесение в ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную бюро МСЭ №, нуждаемость в замене речевого процессора (внешней части технического средства реабилитации- кохлеарного импланта).
Суд, выслушав стороны исследовав материалы гражданского дела, считает требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно Свидетельства о рождении серии I-ВС № ФИО1 является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является инвалидом, срок инвалидности установлен до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Справкой серии МСЭ<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ на основании рекомендаций врачей ФИО2 была проведена операция по кохлеарной имплантации и в настоящее время ребенок пользуется <данные изъяты> серийный № система <данные изъяты> Однако на сегодняшний день существует современная версия звукового процессора <данные изъяты> который обеспечивает более комфортное субъективное восприятие звуковых сигналов, лучшую разборчивость речи в шуме, а соответственно, и лучшие речевые результаты, влагозащищен, что особенно важно для активного ребенка. За счет небольших размеров процессор размещается за ушной раковиной, незаметен, что позволяет ребенку чувствовать себя психологически комфортно в среде слышащих сверстников.
Согласно медицинскому заключению врача сурдолога- оториноларинголога от ДД.ММ.ГГГГ, в целях продолжения успешной социальной реабилитации, улучшения качества жизни ребенка и на основании технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 рекомендуется замена имеющегося речевого процессора на новую модель. Гарантийный срок эксплуатации речевого процессора истек в мае 2014года. Действуя в интересах своего ребенка, истец обратилась в бюро МСЭ с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) для ребенка-инвалида ФИО2.
По результатам проведения экспертизы бюро медико-социальной экспертизы № (смешанного профиля) в <адрес> была разработана ИПР к акту освидетельствования №.16.25/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, с содержанием которой истец была не согласна, поскольку в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, в разработанной ИПР не было указано на нуждаемость замены технического средства реабилитации, а именно речевого процессора.
В порядке ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с п. 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» истец обжаловала решение бюро в Главное бюро и попросила указать в индивидуальной программе реабилитации ФИО2 на нуждаемость в замене технического средства реабилитации, с указанием услуг по реабилитации.
По результатам рассмотрения жалобы Главным бюро изменений в ИПР внесено не было, т.е. обращение истца оставили без удовлетворения. При этом истцу было рекомендовано обратиться с заявлением о замене технического средства реабилитации в Фонд социального страхования РФ, что истец и сделала.
ФСС РФ указал на то, что замена технического средства реабилитации осуществляется строго в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, из чего можно сделать вывод о том, что поскольку в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ №, разработанной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Бюро медико-социальной экспертизы № ФИО2, отсутствуют рекомендации по обеспечению речевым процессором, то произвести замену технического средства реабилитации не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, формируются программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Кохлеарная имплантация при двусторонней нейросенсорной потере слуха является одним из видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период (Раздел II. Приложение к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1273).
Согласно Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология" (утв. Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 178н) замена речевого процессора осуществляется по истечении 5 лет со дня предшествующей установки пациенту речевого процессора системы кохлеарной имплантации.
Согласно Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 526н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации" медицинская помощь при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации является специализированной.
В силу п. 10 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 526н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации" специализированная медицинская помощь пациентам с нарушением слуха оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях или их структурных подразделениях по профилю "сурдология-оториноларингология", в том числе в Центре реабилитации слуха (сурдологическом центре), реабилитационных центрах.
В соответствии с п. 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология" центр является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), оказывающей первичную специализированную медико-санитарную помощь и (или) специализированную медицинскую помощь пациентам с нарушением слуха по профилю "сурдология-оториноларингология".
Одной из функций Центра является осуществление медицинской реабилитации, включая медицинскую реабилитацию пациентов с нарушением слуха, использующих слуховые аппараты, и пациентов, перенесших операцию кохлеарной имплантации, включая замену речевого процессора.
В настоящее время на территории <адрес> осуществляет свою деятельность «Центр реабилитации слуха», расположенный по адресу: <адрес>, который в свою очередь является структурным подразделением Государственного автономного учреждения здравоохранения «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» (адрес: <данные изъяты>, <адрес>), являющегося учреждением, подведомственным Департаменту здравоохранения <адрес>.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на обеспечение бесплатно за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия).
В соответствии с пунктом 10 указанного выше постановления замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления.
Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи, регламентирован соответствующим Положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 796н.
Согласно п. 5 Положения Порядок направления пациентов в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти (далее - федеральная медицинская организация), для оказания специализированной медицинской помощи установлен приложением к указанному Положению.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (п. 6 Положения).
Так, согласно п. 21 Порядка уполномоченное структурное подразделение Министерства в течение десяти рабочих дней со дня регистрации в Министерстве письменного обращения пациента (его законного представителя) и прилагаемых к нему копий документов, предусмотренных пунктами 19 и 20 настоящего Порядка, обеспечивает направление письменного запроса в федеральную медицинскую организацию и в копии уведомления пациенту о необходимости определения наличия (отсутствия) медицинских показаний для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в федеральной медицинской организации с приложением копий документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.
ДД.ММ.ГГГГ, действуя в интересах своего ребенка, истец обратилась в Департамент здравоохранения <адрес> с заявлением, в котором изложила просьбу произвести ремонт технического средства реабилитации, а именно замену речевого процессора кохлеарного импланта, имеющегося у ФИО2, путем замены речевого процессора на новую модель. ДД.ММ.ГГГГ истец предоставила специалистам структурного подразделения Государственного автономного учреждения здравоохранения «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» - Центр реабилитации слуха, расположенный по адресу: <адрес>, необходимые документы для замены речевого процессора системы кохлеарной имплантации, и ФИО2 был направлен в Федеральное государственное бюджетное учреждение Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха)( <адрес>). Сведений об исполнении требований истца, суду не представлено.
Замена речевого процессора кохлеарного импланта, относится к высокотехнологичной медицинской помощи, которая на основании статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ оказывается специализированными медицинскими организациями.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1572определен порядок финансового обеспечения, в том числе посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации и предусматривает финансирование за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В связи с этим, суд считает правомерным удовлетворить иск в части требований, заявленных к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования РФ. Федеральному государственному бюджетному учреждению Центра Реабилитации (для детей с нарушением слуха) (<адрес>), Государственному автономному учреждению здравоохранения «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи»(<адрес>).
В остальной части заявленных требований, включая требования к ФКУ «ГУ БСМЭ» отказать, учитывая отсутствие в силу действующего законодательства РФ полномочий у указанного органа для принятия решения об оказании высокотехнологичной помощи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха», Государственное автономное учреждение здравоохранения «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, произвести ФИО2 замену технического средства реабилитации, а именно речевого процессора.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня вынесения.
Судья Е.Н.Круковская