Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 11.02.2021 |
Дата решения | 02.07.2021 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Воробьев Виталий Александрович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 413d15f0-f2ea-3d43-8dd2-3216beaece36 |
Дело №2-1916/21
25RS0001-01-2021-0001095-96
Мотивированное решение изготовлено 07.07.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего Воробьева В.А.
при секретаре Е.В. Мельянкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес> о возложении обязанности предусмотреть в номенклатуре резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и приобретения специализированной техники и средств
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что при проведении проверки выявлена недостаточная полнота проводимых мероприятий по подготовке техники, обслуживающей городскую дорожную инфраструктуру, к зимнему периоду, в частности, недостаточность единиц техники, что влечет за собой нарушение прав неограниченного круга лиц.
Просит суд возложить на администрацию <адрес> обязанность предусмотреть в номенклатуре резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Владивостокского городского округа материальный ресурс (резерв) специализированной техники и средств, а также приобрести специализированную технику и средства в количестве, позволяющем устранить последствия погодных явлений в зимнее время, в соответствии с распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об издании и применении» на территории Российской Федерации ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2012 «Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог».
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, возражениях на отзыв.
Представитель ответчика требования не признала, указав, как на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований, экономическую и практическую нецелесообразность закупки указанного количества техники, доводы изложены в письменном отзыве.
Представитель МБУ «СГТ» полагала требования необоснованными, акт. Лежащий в основе требований, носящим рекомендательный характер.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является восстановление нарушенного права.
В качестве фактических обстоятельств своего иска прокурор ссылается на сложную дорожную обстановку в <адрес> в зимний период 2020-2021 года, несвоевременную ликвидацию последствий «ледяного дождя» ноября 2021 года, полагая одним из действенных методов предотвращения данной ситуации увеличение количества специализированной дорожной техники на балансе администрации <адрес>.
Не отрицая факт длительного периода, в течение которого уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления осуществлялась борьба с последствиями вышеуказанного стихийного явления, суд полагает правовые основания для удовлетворения требований отсутствующими.
Так, пунктом 8 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа. Статьей 25 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно органами местного самоуправления в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В отношении местных резервов материальных ресурсов МЧС России разработаны Методические рекомендации по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органов местного самоуправления, утвержденные 21 декабря 2007. Данным документом предусматривается, что в муниципальных образованиях субъектов РФ могут создаваться как целевые резервы финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, так и общие резервные фонды, в этом случае в порядках об их использовании предусматривается выделение средств на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как указано в Методических рекомендациях номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом местного самоуправления. Конкретная номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяются исходя из прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС, анализа прошедших за ряд лет ЧС, их повторяемости, предполагаемого объема работ по их ликвидации, величины потенциального ущерба, максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС; продолжительности периода жизнеобеспечения пострадавшего населения; природных, экономических и иных особенностей территории; величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.
При этом при формировании материальных ресурсов для ликвидации ЧС учитываются такие принципы как определенность целевого назначения, рациональность размещения, мобильность, достаточность и экономичность.
Резервы материальных ресурсов используются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и других объектах, развертывания и содержания пунктов временного размещения пострадавших граждан, оказания единовременной материальной помощи населению и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Во исполнение положений вышеприведенной статьи в рамках ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Владивостокского городского округа постановлением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены порядок создания, хранения и использования резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Владивостокского городского округа, а также номенклатура резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Владивостокского городского округа (постановление №).
Пунктом 3 постановления № установлено, что номенклатура резервов материальных ресурсов устанавливается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень номенклатуры резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС приведен в приложении №.
Координацию деятельности по управлению резервами материальных ресурсов осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Владивостока, утвержденная постановлением главы города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о городском звене краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (КЧС и ПБ города Владивостока).
КЧС и ПБ города Владивостока вносит главе города Владивостока следующие предложения: по номенклатуре и объему резервов материальных ресурсов, местам их размещения; по выпуску, разбронированию резервов материальных ресурсов; по формированию, хранению и обслуживанию резервов материальных ресурсов в проект бюджета Владивостокского городского округа.
Резервы материальных ресурсов используются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей.
В соответствии с пунктом 5 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Владивостока, утвержденного вышеуказанным постановлением, комиссия в пределах своей компетенции имеет право в случаях, если на территории г. Владивостока могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, принимать решение об установлении одного из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
В период рассмотрения настоящего дела в суде, на заседании КЧС и ПБ города Владивостока рассмотрен вопрос о внесении главе города Владивостока предложения о включении в номенклатуру резервов материальных ресурсов специализированной снегоуборочной техники.
КЧС и ПБ города Владивостока рассмотрев указанный вопрос, приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований внесение главе города Владивостока предложение по закреплению в номенклатуре специализированной снегоуборочной техники в качестве резервного материального ресурса ввиду необоснованности и экономически нецелесообразности включения такой техники в номенклатуру резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в зимний период на территории Владивостокского городского округа.
Принимая во внимание, что целями и задачами гражданского судопроизводства является разрешение конкретных споров, устранение нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, физических и юридических лиц, а также верховенство принципа разделения властей в структуре взаимодействия государственных органов в Российской Федерации, суд не может подменять собой органы государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, учитывая, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (в том числе выпадения в зимний период обильных осадков в результате циклонов, критерии которых соответствуют режиму чрезвычайной ситуации) администрация г. Владивостока вправе заключить договор с любой организацией, обладающей снегоуборочной техникой без проведения торгов, так же могут быть привлечены силы и средства воинских частей, расположенных на территории г. Владивостока, принимая во внимание, что резервы материальных ресурсов в силу своей специфики создаются исключительно в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного либо техногенного характера и не могут быть использованы в повседневной деятельности, суд приходит к выводу о несоответствии заявленных исковых требований принципам экономической целесообразности, обоснованности и разумности.
Какого-либо экономического обоснования в части приобретения, содержания, эксплуатации вышеназванных средств и техники, а так же доказательств исчерпания ресурса имеющихся в распоряжении администрации г. Владивостока единиц, материалы дела не содержат.
Методические рекомендации, на которых основаны требования истца, носят рекомендательный, а не нормативно-обязывающий характер, сведения о невозможности избежать повторения неблагоприятной ситуации при надлежащем использовании имеющихся ресурсов и действенном контроле, в том числе, со стороны органов прокуратуры, суду не представлено.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Владивостока к администрации г. Владивостока о возложении обязанности предусмотреть в номенклатуре резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и приобретения специализированной техники и средств – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца с даты принятия в окончательной форме.
Судья <адрес>
суда <адрес> В.А.Воробьев