Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 02.07.2019 |
Дата решения | 15.10.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.5 |
Судья | Новожилова Ирина Николаевна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 573f3e7e-209a-3b13-b771-6a27406e6911 |
Дело № 12-852/2019
25RS0002-01-2019-004546-37
Р Е Ш Е Н И Е
15 октября 2019 года <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> Новожилова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ДВЦ «ДальРАО»-филиала ФГУП «РосРАО» ФИО2 на постановление департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами» «РосРАО»,
у с т а н о в и л а:
постановлением департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами» «РосРАО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами» «РосРАО» в лице директора ДВЦ «ДальРАО»-филиала ФГУП «РосРАО» ФИО2 подал жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку непредоставление статистической по форме 4-ЛС влечет ответственность по ст. 13.19 КоАП РФ. Кроме того, истек срок давности привлечения к административной ответственности, а также данное правонарушение может быть признано малозначительным.
В судебном заседании защитники ФГУП «РосРАО», действующие на основании доверенности ФИО3, ФИО4, поддержали жалобу в полном объеме по доводам и основаниям, в ней изложенным.
Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания уведомлен надлежащим образом, причины не явки суду неизвестны, направил в суд письменный отзыв.
Выслушав защитников ФГУП «РосРАО», изучив материалы дела, доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.24.1 КоАП РФ одной из основных задач производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
Частью 5 ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, законодательством о недрах.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 7 июля 2011 года N 308 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" утверждена форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод", сведения по которой предоставляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений (или участков недр, не имеющих запасов, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке) питьевых и технических подземных вод, ежегодно в течение всего срока действия лицензии по каждому участку недр.
Срок предоставления сведений по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод» установлен до 20 января после отчетного периода, в соответствии с вышеуказанным Приказом.
Судом установлено, что ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами» «РосРАО» в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ не представило в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> форму федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2018 год, имея лицензию ВЛВ02035 ВЭ на добычу пресных подземных вод одиночной скважиной № для питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения предприятия, чем нарушило требования пункта 5 части 2 статьи 22, статьи 27 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21 февраля 1992 года "О недрах".
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами» «РосРАО» подтверждаются следующими доказательствами: лицензией ВЛВ02035ВЭ, с дополнением N 1 к лицензии и приложением № ; письмом ФГУП « РосРАО» от ДД.ММ.ГГГГ №-П в адрес Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с приложением сведений, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о виновности ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами» «РосРАО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что не представленный отчет содержит в себе статистические сведения, связанные с пользованием недрами и не является информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем, действия ФГУП «РосРАО» следует квалифицировать по си. 13.19 КоАП РФ, суд признает необоснованным, поскольку согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Целью указанной правовой нормы является обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Предметом - экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.
Приказом Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" N 308 от 07.07.2011 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Роснедр, при этом форма отчета, которая содержит сведения, в том числе о качестве питьевых и технических подземных вод, о документах, регламентирующих качество питьевых подземных вод, сведения о водоносных горизонтах.
В связи с чем, суд полагает, что действия ФГУП «РосРАО» верно квалифицированы административным органом по ст.8.5 КоАП РФ как несвоевременное сообщение полной и достоверной информации до заинтересованных органов.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Суд полагает, что допущенное ФГУП «РосРАО» правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, не является малозначительным, поскольку правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок использования недр, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушение такого порядка влечет угрозу причинения вреда окружающей природной среде. При этом существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражалась, прежде всего, в пренебрежительном отношении ФГУП «РосРАО» к формальным требованиям публичного права. Законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере пользования недрами, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Кроме того, прекращение дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью является правом, а не обязанностью суда.
Довод жалобы о том, что ФГУП «РосРАО», в соответствии с условиями лицензии на добычу пресных подземных вод представило необходимую отчетность в соответствующие органы и то, что у департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> не имеется полномочий по сбору формы отчетности (4-ЛС), является несостоятельным.
В соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации "О недрах" к участкам недр местного значения относятся в том числе, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Из пункта 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации.
В соответствии с распределением полномочий между федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недропользователи, осуществляющие добычу пресных подземных вод в объеме до 500 кубм/сут., обязаны предоставлять отчетность в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.
На основании пункта 2.1.5 Постановления администрации Приморского края от 29 ноября 2012 года N 368-па "О переименовании управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в департамент природных ресурсов и окружающей среды <адрес> и об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и окружающей среды <адрес>", департамент осуществляет: ведение фондов геологической информации <адрес>; региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, а именно: за соблюдением требований законов и нормативных правовых актов <адрес>, принятых в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на территории <адрес>; за достоверностью геологической информации, полученной за счет средств краевого бюджета, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; за геологическим изучением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения; за выполнением условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.
Поскольку ФГУП « «РосРАО», в установленный срок не предоставило территориальному органу форму федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2018 год, административный орган пришел к правильному выводу о том, что бездействие общества связано с объектом посягательства, указанным в статье 8.5 КоАП РФ, и образуют объективную сторону данного административного правонарушения учитывая, что сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод относятся к экологической информации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГУП « «РосРАО», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Таким образом, ФГУП « «РосРАО» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФГУП « «РосРАО» к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Постановление по делу об административном правонарушении основано на материалах дела, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм административного законодательства, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 8.5, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л а:
постановление департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами» «РосРАО» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья И.Н. Новожилова