Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ленинский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 08.11.2019 |
Дата решения | 11.02.2020 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 20.1 ч.1 |
Судья | Ярошева Наталья Александровна |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | bb8b56b6-12e4-3a9a-85b8-c21e7642ce8a |
Дело № 12-36/2020
25RS0001-01-2019-006478-17
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2020 года <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> края Н.А. Ярошева,
рассмотрев жалобу представителя ФГАОУ ВО "ФИО4" на постановление ОНДиПР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФГАОУ ВО "ФИО5" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ОНДиПР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ФГАОУ ВО "ФИО6" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и применено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
ФГАОУ ВО "ФИО7" с указанным постановлением не согласилось, его представителем подана жалоба, из которой следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые сами по себе свидетельствуют о факте наличия ущерба, о его существовании. Контролирующим органом не учтены социальная значимость учреждения и статус бюджетного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета. Оплата штрафных санкций повлечет ухудшение финансового положения [СКРЫТО], которое является очень сложным. Поскольку при разрешении дела должностным лицом указанные обстоятельства, имеющие существенное значение не проверялись, вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным. Просит постановление отменить.
Представитель ФИО8, действующий на основании доверенности Лазаренко И.В., в судебном заседании пояснил, что в рамках проводимой в отношении юридического лица - ФИО9 плановой проверки были выявлены нарушения, в результате чего [СКРЫТО] было привлечено к административной ответственности четырежды, что является недопустимым. В данном случае должно быть одно постановление. То, что проверялись объекты по разным адресам, значения не имеет, т.к. проверка проводилась в отношении одного юридического лица. Поэтому, выявленные правонарушения должны быть рассмотрены как эпизоды одного правонарушения. В связи с чем, постановление подлежит отмене, дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ
Представитель ГУ МЧС России по <адрес>, действующий на основании доверенности Журбенко Е.Н., в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, предоставил письменные пояснения, из которых следует, что постановление вынесено по выявленным нарушениям в результате плановой проверки, проведенной в отношении ФИО10. Проверка проводилась в соответствии с планом плановых проверок, размещенных в сети Интернет на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для отмены постановления не имеется, поскольку нарушения выявлены по результатам разных проверок, на разных объектах защиты, которые расположены по разным адресам, дела рассматривались разными должностными лицами, в разное время, поэтому объединить данные материалы в одно и назначить более строгое наказание в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ оснований нет.
Выслушав участников процесса, исследовав административный материал, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно ст.6 которого пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в полном объеме, если выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении ФГАОУ ВО "ФИО11" была проведена проверка, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13.00 часов в помещениях ФГАОУ ВО "ФИО12" по адресу: <адрес>, допущены нарушения требований пожарной безопасности, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.1 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, кроме того, факт совершения правонарушения и вина Учреждения в его совершении не оспаривалось представителем ФИО13 в судебном заседании.
Постановлением ОНДиПР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ФГАОУ ВО "ФИО14" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и применено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Вместе с тем постановление № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным в связи со следующим.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 17 части 4 статьи 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Частью 1 статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона о защите прав юридических лиц с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Федерального закона о защите прав юридических лиц).
В соответствии с ч.4,5 ст. 9 ФЗ №294-ФЗ, в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 2) цель и основание проведения каждой плановой проверки; 3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Из представленных представителем ГУ МЧС России по <адрес> сведений с сайта Генеральной прокуратуры РФ, размещенных в сети "Интернет" следует, что в отношении ФИО15 сотрудниками ГУ МЧМ России по <адрес> должна быть проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в сентябре 2019, доказательства того, что в отношении указанного юридического лица в 2019 ГУ МЧМ по <адрес> должны была быть проведена еще какая-либо плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не предоставлено, в соответствии с пояснениями представителя административного органа, данными в судебном заседании, в отношении ФИО16 проводилась одна плановая проверка в соответствии с планом, размещенном в сети Интернет.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как следует из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - ФГАОУ ВО "ФИО17" в рамках надзора за выполнением требований пожарной безопасности, с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок, размещенного на официальных сайтах Генеральной прокуратуры и МЧС России в сети "Интернет" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провести плановую проверку, в процессе которой провести обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, провести рассмотрение документов.
Таким образом, вопреки доводам должностного лица органа пожарного надзора, нахождение объектов проверки по разным адресам, не свидетельствует о совершении Учреждением, отвечающим за надлежащее пожарное состояние этих объектов, нескольких административных правонарушений.
Судом установлено, что по результатам одной проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, в отношении ФИО18 было возбуждено, наряду с данным делом об административном правонарушении, еще три дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившемся в нарушении требований пожарной безопасности в помещениях ФИО19 по адресам: Народный пр-т, 23; о.Русский, <адрес> корп.М, <адрес>, что не оспаривалось в судебном заседании.
Административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, выявленные в рамках одной проверки, проведенной в отношении юридического лица по месту осуществления им деятельности (независимо от того, выявлены ли они в одном или в разных помещениях данного юридического лица) образуют идеальную совокупность, при которой административное наказание назначается по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ФГАОУ ВО "ФИО20 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 150 000 руб., из постановления следует, что в ходе проведения плановой проверки, ДД.ММ.ГГГГ в здании по адресу: <адрес>, Народный пр-т,23, ФИО21 были нарушены требования пожарной безопасности. Указанное постановление не было обжаловано, вступило в законную силу, штраф по данному постановлению оплачен ФИО22, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании.
В силу положений части 5 статьи 4.1, пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии постановления ГУ МЧС по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в отношении ФИО23 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечение указанного юридического лица к административной ответственности по оставшимся постановлениям означало бы повторное наказание по одному и тому же факту совершения противоправных действий, что является недопустимым, поскольку, нарушения законодательства о пожарной безопасности, допущенные Учреждением, выявленные в ходе одной проверки, представляют собой одно бездействие, за которое наступает административная ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же органу (должностному лицу), что давало основание для вынесения одного постановления по делу и назначения наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неприменение должностным лицом правил назначения наказания при совершении юридическим лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной частью статьи Кодекса, не может влечь за собой повторное привлечение лица к административной ответственности. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление ОНДиПР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
жалобу представителя ФГАОУ ВО "ФИО24" на постановление ОНДиПР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Постановление ОНДиПР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФГАОУ ВО "ФИО25" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГАОУ ВО "ФИО26" прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в <адрес>вой суд.
Судья Н.А. Ярошева