Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 01.10.2019 |
Дата решения | 10.02.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Дышловой Игорь Викторович |
Результат | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | 2eb08e7f-2b61-3f1c-9af0-e899cd58cfa8 |
Докладчик Власенко И.Г. № 44г-8
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Приморского краевого суда
10 февраля 2020 года г. Владивосток
Президиум Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Попова И.А.,
членов президиума Дышлового И.В., Поминова А.А., Гончарова А.А., Чугункиной Н.П., Лукьяновой Е.В., Федоровой Л.Н.
при секретаре Соловьевой М.А.,
рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по иску [СКРЫТО] ФИО13 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную пенсию
по кассационной жалобе [СКРЫТО] С.П.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 апреля 2019 года,
Заслушав доклад судьи Дышлового И.В., выслушав объяснения [СКРЫТО] С.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, президиум
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] ФИО14 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу (далее - УПФР по Уссурийскому городскому округу), в котором с учетом последующего уточнения исковых требований просила о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную пенсию.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в чем ей решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отказано по причине отсутствия требуемого количества специального стажа – 25 лет, имеется 10 лет 03 месяца 04 дня.
Пенсионным органом исключены из специального стажа периоды её работы: с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня частного предприятия Учебно-воспитательного комплекса «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...» по причине того, что наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также что за данные периоды невозможно установить норму рабочего времени (педагогической нагрузки). Кроме того, из специального стажа исключены периоды её нахождения на курсах повышения квалификации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 5 декабря по ДД.ММ.ГГГГ). Из специального и страхового стажа пенсионным органом исключены периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня, социального педагога в средней школе № г. <адрес> Украины в связи с отсутствием документального подтверждения от компетентных органов Украины; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня частного предприятия Учебно-воспитательного комплекса «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ невозможно установить норму рабочего времени (педагогической нагрузки), а также ввиду отсутствия документального подтверждения компетентных органов Украины. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не включен в страховой стаж ввиду отсутствия документального подтверждения компетентных органов Украины.
Оспаривая законность принятого пенсионным органом решения, [СКРЫТО] С.П. указала, что частное предприятие Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...» образовано из школы «...» и дошкольного заведения образования «...». В данной частной общеобразовательной школе, где проходили обучение дети с 1 по 11 класс, она сначала работала воспитателем группы продленного дня полный рабочий день (с 13-30 до 18 часов) в режиме пятидневной рабочей недели, а потом 3 года учителем начальных классов. [СКРЫТО] С.П. также полагала, что исключение из специального стажа ежегодно оплачиваемых отпусков противоречит положениям действующего пенсионного законодательства, так как периоды нахождения в таких отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы. Факт работы воспитателем группы продленного дня, социальным педагогом в средней школе № <адрес> Украины подтвержден предоставленными на ее запрос официальными документами, заверенными директором школы.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 21 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. На УПФР по Уссурийскому городскому округу возложена обязанность включить [СКРЫТО] С.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы: с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в страховой и специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ; курсы повышения квалификации с 11 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 5 декабря по ДД.ММ.ГГГГ. [СКРЫТО] С.П. назначена досрочная страхования пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 апреля 2019 года решение суда в части включения в специальный и страховой стаж [СКРЫТО] С.П. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсов повышения квалификации с 11 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 5 декабря по ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. В остальной части решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить в части отказа в иске и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По результатам изучения кассационной жалобы заявителя судьей Приморского краевого суда Важениной Н.С. дело 20 декабря 2019 г. было истребовано в Приморский краевой суд и определением от 24 января 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Приморского краевого суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель УПФР по Уссурийскому городскому округу, о причинах неявки не сообщил. Президиум, руководствуясь статьей 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит апелляционное определение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением УПФР по Уссурийскому городскому округу от 28 сентября 2018 года № [СКРЫТО] С.П. на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по основанию отсутствия требуемого количества лет специального стажа. Пенсионный орган счел, что при требуемом количестве лет специального стажа - 25 лет, у [СКРЫТО] С.П. имеется 10 лет 3 месяца 4 дня, страховой стаж составляет 18 лет 4 месяца 19 дней.
В специальный стаж [СКРЫТО] С.П. пенсионным органом не включены спорные периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня частного предприятия Учебно-воспитательного комплекса «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «Свичадо», в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и последующие названные периоды невозможно установить норму рабочего времени (педагогической нагрузки). Периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня указанного заведения не включены в страховой стаж, поскольку они документально не подтверждены компетентными органами Украины. Пенсионный орган в своем решении указал, что в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возможно учитывать в страховой стаж, только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. Согласно справке, выданной Пенсионным фондом Украины от ДД.ММ.ГГГГ №, за данные периоды уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Украины не производилась.
Также пенсионным органом в стаж [СКРЫТО] С.П. не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня, социального педагога в средней школе № <адрес> Украина, в связи с отсутствием документального подтверждения компетентных органов Украины, а также курсы повышения квалификации с 11 января по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения ответчика об исключении из специального и страхового стажа истца спорных периодов работы, обязав ответчика включить их в специальный и страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом суд исходил из того, что согласно представленным в материалы дела документам частное предприятие Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...» представляло собой вид образовательного учреждения, основной целью которого являлось воспитание и образование детей. Согласно исторической справке предприятие осуществляло образовательную деятельность – общее среднее образование, дошкольное образование. Из документов следует, что образовательное учреждение неоднократно меняло свое наименование, однако вид деятельности учреждения не менялся. С момента создания Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...» осуществлял функции образовательного учреждения. Факт трудовой деятельности [СКРЫТО] С.П. подтвержден записями в трудовой книжке, представленными в материалы дела уточняющими справками, приказами, подтверждающими, в том числе и выполнение педагогической учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Непредставление Управлению Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу компетентным органом Украины (Пенсионным фондом Украины Киевской области) документов, подтверждающих стаж работы [СКРЫТО] С.П., равно как и отсутствие перечислений от работодателя страховых взносов в Пенсионный фонд Украины не является основанием для исключения спорных периодов из страхового и специального стажа истца, поскольку не может служить достаточным основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий при реализации предусмотренного законом права. Исходя из того, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, суд первой инстанции удовлетворил требование о включении данных периодов в стаж, дающий истцу право на досрочное пенсионное обеспечение. Установив, что с учетом периодов работы, подлежащих включению в стаж, у истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии имелось необходимое количество специального стажа, суд первой инстанции пришел к выводу о назначении [СКРЫТО] С.П. досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за ее назначением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный и страховой стаж [СКРЫТО] С.П. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, решение в данной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе судебные постановления в указанной части не оспариваются, а потому проверке в кассационном порядке в силу статьи 390 ГПК РФ не подлежат.
С выводами суда первой инстанции о включении в специальный и страховой стаж истца спорных периодов работы в частном предприятии Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...» и наличии у [СКРЫТО] С.П. на момент обращения необходимого количества стажа для назначения пенсии суд апелляционной инстанции не согласился, решение в данной части отменил и в иске отказал. В своем определении судебная коллегия указала, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не содержат в разделе «Наименование учреждений» таких образовательных форм, как «частные предприятия», «учебные заведения». Частное предприятие не относится к виду учреждений. Также указал, что выводы суда в части незаконного исключения пенсионным органом из расчетного стажа периодов работы по мотиву отсутствия уплаты страховых взносов в пенсионный фонд противоречат требованиям закона. Судом не принято во внимание, что при назначении гражданам, подпадающим под действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашения, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ приобретенные как на территории РФ, так и на территории любого из государств-участников Соглашения, учитываются при исчислении страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию и исчисления ее размера независимо от уплаты страховых взносов. В отношении периодов работы после ДД.ММ.ГГГГ периоды работы подлежат учету при условии оплаты страховых взносов в компетентный орган государства – трудоустройства, что подтверждается письмом Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ЛЧ-25-27/9883 «О реализации норм Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ». При таких обстоятельствах решение суда является законным в отношении периода до ДД.ММ.ГГГГ и той части, в отношении которого представлены сведения об уплате страховых взносов. Согласно письму за подписью председателя правления Пенсионного фонда Украины от ДД.ММ.ГГГГ в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования Пенсионного фонда Украины имеется информация об уплате взносов на государственное пенсионное страхование в отношении [СКРЫТО] С.П. за периоды с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 августа по ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Школа ...»), с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...». Указанные в справке периоды не являются предметом спора в части включения в страховой стаж. Сведений об уплате страховых взносов в отношении иных периодов материалы дела не содержат.
Признать законным апелляционное определение в данной части не представляется возможным в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), статьей 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 6 названного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29.10.2002 № 781).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность воспитателя, пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, лицей. В пункте 1.7 указанного раздела названы образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) – детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия. В пункте 1.7 указанного раздела названы дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка – детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Правила от 29.10.2002 № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Отказывая во включении в специальный и страховой стаж истца спорных периодов работы в частном предприятии Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...», суд апелляционной инстанции ограничился указанием на то, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не содержат в разделе «Наименование учреждений» таких образовательных форм, как «частные предприятия», «учебные заведения», а также что частное предприятие не относится к виду учреждений.
Такой вывод сделан без учета положений законодательства, определяющих правовой статус учреждений, а также регулирующих отношения в сфере образования.
Также судом апелляционной инстанции не учтено, что предметом спора является включение в специальный трудовой стаж периодов работы истца в государстве Украина и при установлении характера трудовой деятельности истицы в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Судом апелляционной инстанции не учтены имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие направление деятельности частного предприятия Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...».
Не дана оценка имеющимся в материалах дела документам о том, что на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лицей «...» переименовано в ООО «...». Согласно приказу №/к от ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» переименовано в частное предприятие Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение «...». Согласно кодам деятельности предприятие осуществляло образовательную деятельность (80.21.1 – общее среднее образование, 80.10.1 – дошкольное образование).
Принимая во внимание изложенное, президиум полагает, что обжалуемое апелляционное определение в части принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании статьи 387 ГПК РФ оно подлежит отмене в части, а дело – направлению на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции в отмененной части.
При новом апелляционном рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, проверить доводы и возражения сторон, дать им надлежащую оценку и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», статьей 390 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ, действовавшей до 01 октября 2019 года), президиум
П О С Т А Н О В И Л:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 апреля 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] ФИО15 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную пенсию отменить. Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в отмененной части в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий И.А. Попов