Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 09.12.2021 |
Дата решения | 31.01.2022 |
Категория дела | Прочие по главе 25 КАС РФ |
Судья | Поломошнова Галина Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 719f21e9-4c69-3bcd-8bb3-6b6be2477053 |
Дело № 3а-81/2022 (№ 3а-713/2021)
УИД 25ОS0000-01-2021-001164-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием представителя административного истца – Педорина С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайловского районного потребительского общества к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация Михайловского муниципального района Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
[СКРЫТО] районное потребительское общество обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания - хлебозавода с кадастровым номером №, площадью 847 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, Михайловский район, с. <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данное здание принадлежит ему на праве собственности.
B соответствии с постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-155176744, кадастровая стоимость объекта недвижимости: здания - хлебозавода с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, согласно Отчёту № 1354/21 об оценке объекта оценки от 18 ноября 2021 года, выполненному членом СРОО Ассоциация «Русское общество оценщиков», оценщиком I категории Казновской С.А., по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Административный истец указал, что его обращение в суд с данным административным иском обусловлено уплатой налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости, в связи с чем существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы Михайловского районного потребительского общества.
Просит суд: установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания - хлебозавода с кадастровым номером №, площадью 847 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, Михайловский район, с. <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
Представители административных ответчиков, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 5 декабря 2012 года № 374-па, учитывая распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края», постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, указанный в административном иске объект недвижимости включён в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Постановление от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе выполнения массовых работ по государственной оценке на основании большого количества различных ценообразующих факторов (характеристики объектов, местоположение, использование, наличие коммуникаций, техническое состояние и другое) и реальных рыночных данных. Обратившись в суд с данным административным исковым заявлением, административный истец воспользовался правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Заинтересованным лицом администрацией Михайловского муниципального района Приморского края подано ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя администрации Михайловского муниципального района Приморского края и представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому администрация Михайловского муниципального района Приморского края вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставляет на усмотрение суда.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного истца [СКРЫТО] районное потребительское общество Педорин С.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителя административного истца Педорина С.Л., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статей 372 и 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество организаций относится к числу региональных налогов и сборов, плательщиками которого являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. К числу такого имущества относится недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта (часть 1 статьи 373 НК РФ).
Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
Согласно статье 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что [СКРЫТО] районное потребительское общество является собственником здания - хлебозавода с кадастровым номером №, площадью 847 кв.м, назначение: нежилое, количество этажей: 2, адрес: Приморский край, Михайловский район, с. <адрес>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 27 августа 2003 года сделана запись № 25-1/05-2/2003-236.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-155176744, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость ..., которая определена по состоянию на 1 января 2019 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2020 года.
Поскольку налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, несоответствие установленной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости величине его рыночной стоимости нарушает права Михайловского районного потребительского общества, как собственника объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так в обоснование требований, административным истцом [СКРЫТО] районное потребительское общество представлен Отчёт об оценке № 1354/21 об оценке объекта оценки, составленный независимым оценщиком Казновской С.А. 18 ноября 2021 года, из которого следует, что рыночная стоимость здания – хлебозавода, общей площадью 847 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край Михайловский район, с. Михайловска, ул. Вокзальная, д. 42, составляет на 1 января 2019 года ....
Суд, оценивая Отчёт № 1354/21 об оценке объекта оценки от 18 ноября 2021 года, составленный независимым оценщиком Казновской С.А., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости произведена оценщиком, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с применением затратного, сравнительного и доходного подходов. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчётах не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
Доказательств несоответствия Отчёта об оценке № 1354/21 от 18 ноября 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлялось.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае Михайловским районным потребительским обществом, как собственником объекта недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Михайловского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату его обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – 9 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Михайловского районного потребительского общества к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация Михайловского муниципального района Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания - хлебозавода с кадастровым номером №, площадью 847 кв.м, назначение: нежилое, количество этажей: 2, адрес: Приморский край, Михайловский район, с. <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи Михайловским районным потребительским обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № считать 9 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова