Дело № 3а-421/2020 ~ М-409/2020, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Приморский краевой суд (Приморский край)
Дата поступления 29.09.2020
Дата решения 30.10.2020
Категория дела О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным областным и равным им судам, окружным (флотским) военным судам
Судья Поломошнова Галина Александровна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID d9bff88a-b9f0-34b9-b1ea-0fa673631502
Стороны по делу
Истец
*********** **** **********
Ответчик
************ ******** *********** ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
Дело № 3а-421/2020 25OS0000-01-2020-000431-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 октября 2020 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

с участием представителя административного истца [СКРЫТО] Ю.А. - Неустроева Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Юлии [СКРЫТО] к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2015 года удовлетворены исковые требования Уссурийского городского прокурора в интересах [СКРЫТО] Ю.А., на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить [СКРЫТО] Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Уссурийского городского округа.

29 января 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - МОСП УФССП России по Приморскому краю) возбуждено исполнительное производство № .

Определением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 мая 2020 года утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по исковому заявлению Уссурийского городского прокурора в интересах [СКРЫТО] Ю.А. к Администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения, исполнение решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 29 июля 2015 года прекращено.

[СКРЫТО] Ю.А. в лице своего представителя Неустроева Е.О. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и просила взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ..., государственную пошлину в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ....

В обоснование заявленных требований указала, что на основании вышеуказанного решения суда на Администрацию Приморского края (ныне Правительство Приморского края) возложена обязанность по обеспечению её благоустроенным жилым помещением, до настоящего времени, решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2015 года не исполнено. В результате нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок она лишена гарантированного законом права на жилище.

Представитель административного истца [СКРЫТО] Ю.А. – Неустроев Е.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении, уточнил, что 14 мая 2020 года определением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края утверждено мировое соглашение, заключенное между Правительством Приморского края и [СКРЫТО] Ю.А., в связи с чем, исполнительное производство прекращено.

Представитель административного ответчика Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. Согласно ранее представленным возражениям на административное исковое заявление административный ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что Правительство Приморского края является ненадлежащим ответчиком, главными распорядителями бюджетных средств по реализации мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, а также непосредственными исполнителями мероприятий по обеспечению указанной категории детей жилыми помещениями являются министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края. Строительство жилых помещений осуществляется министерством строительства Приморского края. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложено на министерство имущественных и земельных отношений Приморского края. Считают, что доказательств, свидетельствующих о том, что органы государственной власти Приморского края допустили какие-либо нарушения при исполнении судебного акта административным истцом не представлено; размер денежной компенсации, которую просит взыскать административный истец необоснованно завышен, размер судебных издержек носит чрезмерный характер. Поскольку исполнительное производство по делу возбуждено в 2016 году, полагали, что размер компенсации не может превышать .... Просят в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объёме, в случае удовлетворения заявленных требований в части уменьшить размер взыскиваемых судебных расходов до ....

Представитель административного ответчика министерства финансов Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. Из ранее представленного отзыва на административное исковое заявление следует, что министерство финансов Приморского края возражает против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме. Указали, что министерство финансов Приморского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу. Доказательства нарушений при исполнении судебного акта должностными лицами органов исполнительной власти Приморского края в материалы дела не представлены. Считают, что административным истцом не представлено доказательств последствий для него нарушения права на исполнения судебного акта в разумный срок, не обоснованны административным истцом тяжесть и значимость последствий от неисполнения судебного акта. Полагают, что заявленный к взысканию размер компенсации чрезмерно завышен, компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь и не заменяет собой возмещение имущественного вреда. Поскольку сторонами заключено мировое соглашение, предусматривающее последствия прекращения спорных правоотношений в полном объёме, административному истцу предоставлен сертификат на приобретение жилья в собственность, просят в удовлетворении требований отказать в полном объёме.

Административный истец, представители административных ответчиков министерства финансов Приморского края, министерства строительства Приморского края, министерства образования Приморского края, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства, возражения по существу административного искового заявления до начала рассмотрения дела от них не поступали.

В соответствии со статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения представителя административного истца [СКРЫТО] Ю.А. – Неустроева Е.О., исследовав материалы административного дела и материалы гражданского дела № 2-4170/2015, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 года) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Положениями части 8 статьи 3акона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2015 года удовлетворены исковые требования Уссурийского городского прокурора в интересах [СКРЫТО] Ю.А., на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить [СКРЫТО] Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Уссурийского городского округа.

5 ноября 2015 года Фрунзенским районным судом города Владивостока Приморского края был выдан исполнительный лист серии ФС № 007762904.

29 января 2016 года МОСП УФССП России по Приморскому краю на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № 1174/16/25037-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

10 марта 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Приморского края взыскан исполнительский сбор в размере ....

1 июля 2016 года за неисполнение решения суда в повторно установленный срок Администрация Приморского края признана виновной в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....

В последующем судебными приставами-исполнителями МОСП УФССП России по Приморскому краю в отношении Администрации Приморского края неоднократно выносились требования об исполнении исполнительного документа в установленный срок. За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, постановлениями начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП УФССП России по Приморскому краю от 15 ноября 2016 года, 6 апреля 2017 года, 28 сентября 2017 года, 14 февраля 2018 года, 29 июня 2018 года, 14 ноября 2018 года, 10 апреля 2019 года, 23 сентября 2019 года Администрация Приморского края была привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере по ....

14 мая 2020 года определением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по исковому заявлению Уссурийского городского прокурора в интересах [СКРЫТО] Ю.А. к Администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения, по условиям которого взыскатель отказывается в полном объёме от требования к должнику о возложении на него обязанности предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Уссурийского городского округа, и согласен на однократное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом, выдаваемом по форме, утверждённой Правительством Приморского края, сроком действия шесть месяцев с даты его выдачи в размере, рассчитанном в соответствии со статьёй 13 Закона № 433-K3 на дату выдачи сертификата, являющемся неизменным на весь срок его действия (далее - сертификат), в свою очередь должник, в лице руководителя уполномоченного органа в области образования, в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу определения об утверждении мирового соглашения подписывает сертификат и в течение трёх рабочих со дня подписания сертификата уведомляет посредством телефонной, почтовой связи или электронной почты с использованием информационно-телекоммуникационных сетей о возможности его получения и осуществляет выдачу сертификата взыскателю.

29 мая 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю в связи с утверждением судом мирового соглашения между взыскателем и должником исполнительное производство от 29 января 2016 года № 1174/16/25037-ИП прекращено.

До этого времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2015 года не было исполнено.

Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда, административными ответчиками не предоставлено.

Отсутствие свободных жилых помещений на территории Уссурийского городского округа Приморского края либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками на протяжении длительного периода времени не были приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2015 года.

Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 4) общая продолжительность неисполнения судебного акта.

В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Согласно пункту 55 указанного постановления при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2015 года вступило в законную силу 1 сентября 2015 года, исполнительное производство № 1174/16/25037-ИП возбуждено 29 января 2016 года и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства на дату утверждения мирового соглашения составляет четыре года три месяца. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2015 года. При этом, за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

Суд учитывает, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что [СКРЫТО] Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, и жилое помещение ей не предоставлено.

На основании вышеизложенного суд признаёт установленным факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты права [СКРЫТО] Ю.А. присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Положениями главы 24.1 указанного Кодекса предусмотрено исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьёй 6 БК РФ понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В данном случае в Приморском крае таким органом является министерство финансов Приморского края.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 24 сентября 2019 года № 616-па, министерство финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.

В соответствии с пунктом 2.1.2 раздела II указанного Положения, министерство финансов Приморского края осуществляет проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счёте краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.

Согласно пунктам 2.1.3, 2.1.8 Постановления Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па «Об утверждении Положения о министерстве строительства Приморского края» министерство строительства Приморского края осуществляет полномочия в области строительства, а именно организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта (за исключением профилактического ремонта в процессе эксплуатации) объектов капитального строительства, организует разработку проектной и сметной документации объектов капитального строительства, осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счёт средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочиями по обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, в пределах своей компетенции, установленной законами Приморского края от 6 декабря 2018 года № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» наделено министерство образования Приморского края, что предусмотрено пунктом 21.48 Положения о министерстве образования Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 708-па.

Согласно пункту 2.1.1.35 постановления Администрации Приморского края от 6 октября 2019 года № 646-па «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края» министерство имущественных и земельных отношений Приморского края осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, в частности приобретает жилые помещения в собственность Приморского края для лиц, включенных в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края.

Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2021 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2021 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па (в редакции от 13 декабря 2019 года № 50-па), обеспечивается ответственными исполнителями: департаментом градостроительства Приморского края посредством строительства жилых помещений и приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, передаваемых в казну Приморского края с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда Приморского края с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департаментом образования и науки Приморского края и департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края посредством приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, а также обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 3 статьи 4 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Учитывая, что министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края являются главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, но не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, обязанность по выделению денежных средств, необходимых министерству образования Приморского края, министерству строительства Приморского края и министерству имущественных и земельных отношений Приморского края для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на министерство финансов Приморского края, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению Приморским краем в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края.

Положениями статьи 2 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность нарушения, значимость последствий нарушения для административного истца, то обстоятельство, что до настоящего времени судебный акт не исполнен, а также, что соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одна из главных гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Вместе с тем, суд считает, что сумма требуемой административным истцом компенсации завышена. С учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ..., в удовлетворении данного административного требования в остальной части – отказать.

В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, и подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей.

В судебном заседании установлено, что 17 июля 2020 года между [СКРЫТО] Ю.А. («Заказчик») и ИП Неустроевым Е.О. («Исполнитель») заключён договор об оказании юридических услуг № 436/116-2020, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать юридические услуги по подготовке необходимых документов, на стадии досудебного сбора документов и подаче в суд искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, участвовать в судебных заседаниях в суде (пункт 1.1). Стоимость услуг Исполнителя по настоящему Договору оплачивается на основании акта выполненных работ, согласно тарифам, утвержденным Постановлением Совета Адвокатской палаты Приморского края «О минимальных ставках вознаграждения за оказание юридической помощи» от 20 декабря 2018 года (пункт 4.1.).

Из акта приёма-сдачи выполненных работ от 31 июля 2020 года следует, что работы выполнены в срок, на общую сумму ....

Согласно представленному кассовому чеку от 17 сентября 2020 года административный истец [СКРЫТО] Ю.А. оплатила ИП Неустроеву Е.О. ....

Кроме этого, из материалов дела следует, что административный истец при обращении в суд уплатила государственную пошлину в размере ..., что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк Приморское отделение 8635/1 от 17 июля 2020 года.

Таким образом, в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат возмещению понесенные судебные расходы, а именно расходы по оплате услуг представителя в размере ..., понесённые в разумных пределах, расходы по уплате государственной пошлины в размере ... в пользу [СКРЫТО] Ю.А.

Руководствуясь статьями 178, 180, 259 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление [СКРЫТО] Юлии [СКРЫТО] к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - удовлетворить частично.

Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу [СКРЫТО] Юлии [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ..., расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., всего ....

Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда Г.А. Поломошнова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Приморский краевой суд (Приморский край) на 29.09.2020:
Дело № 3а-403/2020 ~ М-397/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 19.11.2020
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пилипенко Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8646/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.10.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Завальная Татьяна Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-406/2020 ~ М-400/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 19.11.2020
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пилипенко Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-382/2020 ~ М-410/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 17.12.2020
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пилипенко Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8626/2020, апелляция
  • Дата решения: 21.10.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кирьянова Оксана Вячеславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8590/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.10.2020
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чикалова Елена Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-8611/2020, апелляция
  • Дата решения: 21.10.2020
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Новожилова Ирина Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-404/2020 ~ М-396/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 19.11.2020
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пилипенко Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-219/2021 (33-8636/2020;), апелляция
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Александрова Марина Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-8593/2020, апелляция
  • Дата решения: 27.10.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шульга Светлана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-799/2020, апелляция
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бондаренко Лариса Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-804/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.10.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бондаренко Лариса Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-805/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.10.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кубатова Оксана Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-800/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.10.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кубатова Оксана Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-803/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.10.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фаленчи Андрей Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-802/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.10.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фаленчи Андрей Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-509/2020, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2020
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фаленчи Андрей Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3626/2020, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Яцуценко Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3629/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.10.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зиновьева Наталья Вячеславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3631/2020, апелляция
  • Дата решения: 13.10.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Горбачев Алексей Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3633/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.09.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гавриков Владимир Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3634/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.09.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щербак Татьяна Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ