Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 03.11.2020 |
Дата решения | 12.01.2021 |
Категория дела | Прочие по главе 26 КАС РФ |
Судья | Поломошнова Галина Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | c591b85b-db71-398a-8a7a-655ef78e14fc |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Бондаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], министерству финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО], заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
решением Фрунзенского районного суда города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 июля 2015 года удовлетворены требования прокурора г. Партизанска [СКРЫТО] [СКРЫТО] в интересах [СКРЫТО] Т.В., на Администрацию [СКРЫТО] [СКРЫТО] возложена обязанность предоставить [СКРЫТО] Т.В., ФИО5 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований [СКРЫТО] [СКРЫТО], на территории Партизанского городского округа [СКРЫТО] [СКРЫТО].
18 сентября 2015 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - МОСП УФССП России по Приморскому краю) возбуждено исполнительное производство № №.
[СКРЫТО] Т.В. в лице своего представителя Щукина О.Н. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, и просила взыскать с Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], министерства финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] за счёт соответствующего бюджета в её пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ..., расходы по оплате услуг представителя в размере ....
В обоснование заявленных требований указала, что на основании вышеуказанного решения суда на Администрацию [СКРЫТО] [СКРЫТО] (ныне [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]) возложена обязанность по обеспечению её, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением, до настоящего времени, решение Фрунзенского районного суда города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 июля 2015 года не исполнено. В результате нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок она лишена гарантированного законом права на жилище, вынуждена на протяжении нескольких лет проживать в съемных квартирах, что создает для неё жизненные трудности.
До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица МОСП УФССП России по Приморскому краю.
Административный истец [СКРЫТО] Т.В., её представитель Щукин О.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в тексте административного искового заявления административный истец ходатайствовала о рассмотрении административного дела без её участия в случае её неявки.
Представитель административного ответчика Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства, возражения по существу административного искового заявления до начала рассмотрения дела от них не поступали.
Представитель административного ответчика министерства финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. Ранее представили отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что министерство финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] возражает против удовлетворения административных исковых требований. Указали, что доказательства нарушений при исполнении судебного акта должностными лицами органов исполнительной власти в материалах дела отсутствуют. Считают, что административным истцом не представлено доказательств последствий для него нарушения права на исполнения судебного акта в разумный срок, не обоснованны административным истцом тяжесть и значимость последствий от неисполнения судебного акта. Считают, что заявленный к взысканию размер компенсации и судебных расходов чрезмерно завышены. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
В соответствии со статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела и материалы гражданского дела № 2-4224/2015 суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 года) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Положениями части 8 статьи 3акона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, решением Фрунзенского районного суда города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 июля 2015 года удовлетворены требования прокурора г. Партизанска [СКРЫТО] [СКРЫТО] в интересах [СКРЫТО] Т.В., на Администрацию [СКРЫТО] [СКРЫТО] возложена обязанность предоставить [СКРЫТО] Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований [СКРЫТО] [СКРЫТО], на территории Партизанского городского округа [СКРЫТО] [СКРЫТО], решение суда вступило в законную силу 1 сентября 2015 года.
3 сентября 2020 года Фрунзенским районным судом города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] был выдан исполнительный лист серии ФС № 007794594.
18 сентября 2015 года МОСП УФССП России по Приморскому краю на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
20 октября 2015 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] взыскан исполнительский сбор в размере ....
2 марта 2016 года за неисполнение решения суда в повторно установленный срок Администрация [СКРЫТО] [СКРЫТО] признана виновной в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере ....
В последующем, судебными приставами-исполнителями МОСП УФССП России по Приморскому краю в отношении Администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] неоднократно выносились требования об исполнении исполнительного документа в установленный срок. За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, постановлениями начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП УФССП России по Приморскому краю от 20 июля 2016 года, 9 декабря 2016 года, 28 апреля 2017 года, 26 сентября 2017 года, 28 февраля 2018 года, 16 июля 2018 года, 4 декабря 2018 года, 19 апреля 2019 года, 4 октября 2019 года, 21 апреля 2020 года, 10 ноября 2020 года Администрация [СКРЫТО] [СКРЫТО] была привлечена к административной ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере по ....
Очередное требование об исполнении решения суда направлено в адрес Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] 10 ноября 2020 года со сроком исполнения до 11 мая 2021 года.
До настоящего времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 июля 2015 года не исполнено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда, административными ответчиками не предоставлено.
Отсутствие свободных жилых помещений на территории Партизанского городского округа [СКРЫТО] [СКРЫТО] либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 июля 2015 года.
Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 4) общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Согласно пункту 55 указанного постановления при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Решение Фрунзенского районного суда города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 июля 2015 года вступило в законную силу 1 сентября 2015 года, исполнительное производство № № возбуждено 18 сентября 2015 года и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, следовательно, на дату судебного заседания общая продолжительность неисполнения решения суда составляет более пяти лет трёх месяцев. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 июля 2015 года. При этом, за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
Суд учитывает, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что [СКРЫТО] Т.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО], имеющих право на обеспечение жилым помещением, и жилое помещение ей не предоставлено.
На основании вышеизложенного суд признаёт установленным факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты права [СКРЫТО] Т.В. присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Положениями главы 24.1 указанного Кодекса предусмотрено исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьёй 6 БК РФ понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В данном случае в Приморском крае таким органом является министерство финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО], утвержденного постановлением Администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24 сентября 2019 года № 616-па, министерство финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] является органом исполнительной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО], осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами [СКРЫТО] [СКРЫТО].
В соответствии с пунктом 2.1.2 раздела II указанного Положения, министерство финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] осуществляет проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Согласно пунктам 2.1.3., 2.1.8. Постановления Администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 октября 2019 года № 681-па «Об утверждении Положения о министерстве строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» министерство строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] осуществляет полномочия в области строительства, а именно организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта (за исключением профилактического ремонта в процессе эксплуатации) объектов капитального строительства, организует разработку проектной и сметной документации объектов капитального строительства, осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочиями по обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО], в пределах своей компетенции, установленной законами [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 6 декабря 2018 года № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов [СКРЫТО] [СКРЫТО] отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» наделено министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО], что предусмотрено пунктом 21.48 Положения о министерстве образования [СКРЫТО] [СКРЫТО], утвержденного постановлением Администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 31 октября 2019 года № 708-па.
Согласно пункту 2.1.1.35 постановления Администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 6 октября 2019 года № 646-па «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО]» министерство имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности [СКРЫТО] [СКРЫТО], в частности приобретает жилые помещения в собственность [СКРЫТО] [СКРЫТО] для лиц, включенных в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО], имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2021 годы государственной программы [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения [СКРЫТО] [СКРЫТО]» на 2013-2021 годы, утверждённой постановлением Администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 7 декабря 2012 года № 398-па (в редакции от 13 декабря 2019 года № 50-па), обеспечивается ответственными исполнителями: департаментом градостроительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] посредством строительства жилых помещений и приобретения жилых помещений в собственность [СКРЫТО] [СКРЫТО], передаваемых в казну [СКРЫТО] [СКРЫТО] с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО] с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департаментом образования и науки [СКРЫТО] [СКРЫТО] и департаментом земельных и имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] посредством приобретения жилых помещений в собственность [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3 статьи 4 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Учитывая, что министерство строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО], министерство имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] являются главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, но не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами [СКРЫТО] [СКРЫТО], обязанность по выделению денежных средств, необходимых министерству образования [СКРЫТО] [СКРЫТО], министерству строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] и министерству имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на министерство финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО], решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению Приморским краем в лице министерства финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] за счёт средств казны [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Положениями статьи 2 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, то обстоятельство, что до настоящего времени судебный акт не исполнен, а также, что соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одна из главных гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Вместе с тем, суд считает, что сумма требуемой административным истцом компенсации существенно завышена. С учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ....
В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, и подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4).
Из разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1), следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Согласно квитанции № 000357 на оплату услуг от 19 октября 2020 года административный истец [СКРЫТО] Т.В. оплатила ИП Щукину О.Н. ... за составление административного искового заявления о взыскании компенсации за нарушение срока исполнения решения по делу № 2-4224/2015.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что в целях реализации задач судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Пункты 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» определяют, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание, что судебные расходы, понесённые административным истцом на оплату услуг представителя при рассмотрении данного административного дела, являлись необходимыми (вынужденными), в этой связи суд приходит к выводу о том, что они подлежат возмещению в разумных пределах.
Решая вопрос о размере подлежащих взысканию судебных расходов по оплате услуг представителя в виде составления административного искового заявления, суд учитывает наличие в материалах дела нотариальной доверенности, выданной [СКРЫТО] Т.В. на имя Щукина О.Н. на представление интересов в суде и составление административного искового заявления, доказательства составления представителем административного истца административного искового заявления, датированного 20 октября 2020 года, категорию сложности спора (данное административное дело не относится к сложным, в его рамках не требовалось изучения значительного объема доказательств), принимая во внимание обширную судебную практику по указанной категории дел, и большое количество образцов процессуальных документов, приходит к выводу о чрезмерности предъявленного размера судебных расходов на оплату услуг представителя по составлению административного искового заявления и, исходя из принципа разумности и справедливости, считает возможным взыскать в пользу [СКРЫТО] Т.В. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ....
Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 178, 180, 259 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], министерству финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО], заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - удовлетворить частично.
Взыскать с [СКРЫТО] [СКРЫТО] в лице министерства финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] за счёт средств казны [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 20 марта 1997 года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ..., судебные расходы в размере ..., всего ....
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части – отказать.
Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Г.А. Поломошнова