Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 05.07.2019 |
Дата решения | 18.12.2019 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований |
Судья | Пилипенко Елена Викторовна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | bd32a626-8df5-3aff-a6c3-fdcaa6c12e87 |
Дело № 3а-241/19
25OS0000-01-2019-000258-34
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации18 декабря 2019 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Гулай А.В.
с участием прокурора Царевой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Е.С. к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, департаменту градостроительства Приморского края о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110), в части,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] Е.С. обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.
Согласно градостроительному плану земельного участка, выполненного в 2008 году, он расположен в зоне индивидуальной жилой застройки.
В 2019 году она уведомила администрацию Артемовского городского округа о реконструкции дома, на что ей дан ответ от 31 мая 2019 года № 76 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома установленным параметрам допустимости размещения объекта с указанием, что дом расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, в связи с чем размещение объекта – индивидуального жилого дома в данной зоне не допускается.
Из Генерального плана Артемовского городского округа следует, что ее дом находится в жилой зоне. Согласно Правилам землепользования и застройки Артемовского городского округа ее участок отнесен к подвиду территориальной зоны Ж-3, предназначенной для среднеэтажной жилой застройки, что, по ее мнению, противоречит Генеральному плану Артемовского городского округа.
С учетом уточнений просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденные решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 кв.метров, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, территориальной зоны Ж-3; установить в отношении земельного участка с кадастровым номером № территориальную зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
До рассмотрения дела по существу суд привлек к участию в деле в качестве административного ответчика - департамент градостроительства Приморского края, в качестве заинтересованных лиц - сособственников земельного участка: [СКРЫТО] А.Г., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] А.А., Зиновьеву Л.А., Соснину Н.А.
В судебное заседание административный истец, ее представитель Загуменная Р.П., представители административных ответчиков Думы Артемовского городского округа и администрации Артемовского городского округа, заинтересованные лица: [СКРЫТО] А.Г., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] А.А., Зиновьева Л.А., Соснина Н.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель департамента градостроительства Приморского края Розов В.В. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Частью 4 вышеназванной статьи предусмотрено, что физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа утверждены решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497, 4 мая 2011 года опубликованы в издании «Выбор» № 34 (11485).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 5 Устава Артемовского городского округа, принятого решением Артемовской городской Думы от 25 декабря 1998 года № 178, к вопросам местного значения города Артема относятся утверждение генеральных планов Артемовского городского округа, правил землепользования и застройки.
Думой Артемовского городского округа соблюдены требования действующего законодательства, касающиеся процедуры принятия Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, включая соблюдение процедуры проведение публичных слушаний по их проектам, а также правила введения этих нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.
На основании пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ и пункта 2.1.7.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 196-па, с 1 января 2015 года департамент градостроительства Приморского края осуществляет полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа и по внесению в них изменений.
В настоящее время действует редакция Правил от 25 сентября 2019 года № 7 (распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края»), которая 1 октября 2019 года опубликована на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 2 октября 2019 года в «Приморской газете» № 78(1708).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа приняты в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Е.С., [СКРЫТО] А.Г., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] А.А., Зиновьевой Л.А., Сосниной Н.А. на праве общей долевой собственности (1/6 доля в праве у каждого) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 кв.метров, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
29 мая 2019 года от собственников земельного участка в адрес администрации Артемовского городского округа поступило уведомление о реконструкции объекта индивидуального жилого дома, на которое 31 мая 2019 года получено решение № 76 о недопустимости размещения указанного в уведомлении объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка, установленными Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа и указано, что земельный участок с кадастровым номером 25:27:100102:248 расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный, зона Ж-3), где размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается.
Как следует из представленных суду документов, первичная редакция Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа относила территорию в месте расположения земельного участка с кадастровым номером № к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). После вступления в силу распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 июля 2017 года № 41 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа указанный участок отнесен к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3).
Обращаясь с административным иском в суд, [СКРЫТО] Е.С. ссылается на нарушение ее прав в связи с нахождением земельного участка в территориальной зоне Ж-3.
В ходе подготовки правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
В свою очередь несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что концепция сохранения видовых пространств города Артема была воплощена в материалах Генерального плана Артемовского городского округа, что подтверждается представленной схемой с отображением функциональных зон, входящих в состав карт изменений в Генеральный план Артемовского городского округа, соблюдение ее принципов являлись обязательными для органов исполнительной власти при установлении территориальной зоны в отношении спорной территории. В противном случае Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа не соответствовали бы документу территориального планирования, имеющему большую юридическую силу.
При этом в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории, Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа установлены градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития.
Территориальная зона с кодовым обозначением Ж-3 является зоной застройки среднеэтажными жилыми домами (от пяти до восьми этажей, включая мансардный) (пункт 3.3 Градостроительного регламента).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 4 июля 2009 года земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 кв. метров.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 194-204 т.1) на указанном земельном участке расположен жилой дом.
В соответствии с частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, землевладелец вправе продолжить использование земельного участка без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности использования, не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Обстоятельств, препятствующих использованию земельного участка и жилого дома [СКРЫТО] Е.С., по делу не установлено.
Ссылки административного истца на невозможность использовать имеющийся на земельном участке и принадлежащей ей на праве общей долевой собственности жилой дом в связи с ответом администрации Артемовского городского округа о невозможности реконструкции жилого дома не свидетельствуют о том, что Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа в оспариваемой части противоречат Генеральному плану Артемовского городского округа и нарушают ее права, поскольку отказ в реконструкции жилого дома административный истец в установленном законом порядке не обжаловала, между тем в соответствии с частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальных печатных изданиях исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Е.С. к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, департаменту градостроительства Приморского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 кв.метров, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; территориальной зоны Ж-3 - отказать.
Обязать департамент градостроительства Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении в части, касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны Ж-3.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пилипенко