Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 02.03.2020 |
Дата решения | 15.06.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Медведева Елена Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 43a3db51-d495-3a5c-a99a-b397538489f8 |
форме изготовлено 19.06.2020
Дело № 3а-163/2020 25OS0000-01-2020-000112-03 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Медведевой,
при секретаре И.А. Тороповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Главное управление обустройства войск» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – администрация городского округа ЗАТО Фокино, администрация Артемовского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:41, площадью 31 535 кв. м по адресу: <адрес>, установленная названным актом, составляет 31 347366,75 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:212, площадью 140 052 кв. м по адресу: <адрес>, установленная названным актом, составляет 56 320511,28 рублей.
Акционерное общество «Главное управление обустройства войск» (далее – АО «ГУОВ») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №:41 в размере равной его рыночной стоимости 16 604062 рублей; земельного участка с кадастровым номером №:212 в размере равной его рыночной стоимости 43 735590 рублей. Установленная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №:41, №:212 в размере 31 347366,75 рублей и 56 320511,28 рублей соответственно, значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в Отчетах ООО «САО» № 334-3-Ко и № 334-4-Ко от 06 декабря 2019 года, чем нарушаются права Общества, как плательщика земельного налога.
В целях реализации права на пересмотр определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, АО «ГУОВ» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая приняла решение об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии с абзацем 9 пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па (в редакции от 02.10.2019) «О формировании органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 № 52-пг (в редакции от 02.10.2019) «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края» департамент земельных и имущественных отношений Приморского края переименован в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.
Протокольным определением судьи Приморского краевого суда от 15 июня 2020 года наименование административного ответчика – департамента земельных и имущественных отношений Приморского края изменено на министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.
В судебное заседание не явились представители административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица – администрации Артемовского городского округа ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Сведениями о неявке иных представителей сторон по уважительной причине, суд не располагает.
От представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края поступил письменный отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14.12.2015 № 5-П, которое в настоящее время действует и никем не оспорено. Также ссылается на наличие положительного заключения, которым подтверждается соответствие отчета «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 150, частями 2, 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы представителя административного ответчика, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, АО «ГУОВ» указало на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности у Общества, их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав Общества, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер налога.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела усматривается и подтверждается выписками из ЕГРН от 05 декабря 2019 года, что АО «ГУОВ» является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №:41, площадью 31 535 кв. м по адресу: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером №:212, площадью 140 052 кв. м по адресу: <адрес>.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю 30 сентября 2019 года, установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером №:41 – 31 347366,75 рублей, с кадастровым номером №:212 рублей – 56 320511,28 рублей, которая определена по состоянию на 01 февраля 2015 года, утверждена 01 января 2016 года и внесена в реестр объектов недвижимости 22 января 2016 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края».
10 января 2020 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №:41 и №:212, которые были отклонены решениями № 2/27 и № 2/28 от 24 января 2020 года.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ, к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.
Так, в обоснование заявленных требований АО «ГУОВ» представлены отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные оценщиком ООО «Столичное Агентство Оценки» Скворцовым Г.В.
Из Отчета № 334-3-Ко от 06 декабря 2019 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:41, площадью 31535 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет 16604 062 рублей.
Из Отчета № 334-4-Ко от 06 декабря 2019 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:212, площадью 140 052 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет 43735 590 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательств несоответствия Отчетов № 334-3-Ко и № 334-4-Ко от 06 декабря 2019 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорных земельных участков административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков ими не заявлялось.
Проанализировав представленные Отчеты, суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 оценщиками составлено точное описание объектов оценки, представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объектов оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объектов оценки; информация о текущем использовании объектов оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость.
Кроме того, оценщиком произведен анализ рынка недвижимости, к которым относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости земельных участков. Оценщиком проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных земельных участков.
Подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов. В рамках сравнительного подхода был использован метод сравнения продаж.
В Отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Поскольку Отчеты № 334-3-Ко и № 334-4-Ко от 06 декабря 2019 года составлены специалистом, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы; выводы, в соответствии с требованиями части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в них сведения соответствуют действительности и признает их достоверным доказательством.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административных исковых требований АО «ГУОВ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №:41 в размере равной его рыночной стоимости 16604062 рублей; с кадастровым номером №:212 - 43735 590 рублей.
Датой подачи административного иска, суд признает дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю – 10 января 2020 года.
Довод представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Право собственника недвижимого имущества (земельного участка) обратиться в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, прямо предусмотрено законом. Данное право и было реализовано административным истцом.
Иные доводы, приведенные административным ответчиком в обоснование своей правовой позиции, также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества «Главное управление обустройства войск» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – администрация городского округа ЗАТО Фокино, администрация Артемовского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:41, площадью 31535 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 16604062 рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:212, площадью 140 052 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 43735590 рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года.
Датой подачи административного искового заявления считать – 10 января 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева