Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 12.01.2022 |
Дата решения | 24.02.2022 |
Категория дела | Прочие по главе 25 КАС РФ |
Судья | Внукова Ольга Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6bde18ec-4c82-3dd0-aef2-c7c76fb2af91 |
... Дело № 3а-115/2022
25OS0000-01-2022-000052-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Э.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Тернейского муниципального района Приморского края, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
[СКРЫТО] Э.С. обратилась в Приморский краевой суд с названным административным исковым заявлением указав, что является собственником нежилого здания - магазин, площадью 115,1 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края №6-п от 21.10.20219, в отношении указанного объекта была утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2984 618,05 рублей, которая превышает его рыночную стоимость, определенную в отчёте №7285 от 14.12.2021 года, выполненном оценщиком ООО «Диамонд», в соответствии с которым, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1039 000 рублей.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости здания - торгового комплекса с пристройкой с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 года равной его рыночной стоимости в размере 1039000 рублей.
В судебное заседание административный истец не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что государственная кадастровая оценка спорного объекта недвижимости проведена в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения. Результаты определения кадастровой стоимости были утверждены Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края об утверждении кадастровой стоимости №6-п от 21.10.2019 года, который ни кем не обжалован.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, мнения относительно заявленных административных исковых требований не высказал.
От представителя заинтересованного лица- администрации Тернейского муниципального района поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований не возражал.
В судебное заседание административный истец, представители иных административных ответчиков, своевременно и надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились. Возражений относительно заявленных требований не поступало. Ходатайств и заявлений не поступало, о причинах неявки суд не располагает.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 375, пункта 1 статьи 391 и пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимого имущества), земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (для субъектов Российской Федерации, перешедших к исчислению налога по кадастровой стоимости) определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, зарегистрированное 28.04.2021 право собственности [СКРЫТО] Э.С. на объект недвижимости - здания - магазин, площадью 115,1 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре сделана запись №. Объект включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец является собственником объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество, она вправе оспорить результаты кадастровой стоимости.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) и земельных участков в составе земель лесного фонда, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано и вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, на основании вышеуказанного постановления по состоянию на 1 января 2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 2984618,05 рублей, сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 января 2020 года дата начала применения – 1 января 2020 года.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен Отчет №7285 от 14.12.2021 года, выполненный оценщиком ООО «Диамонд», в соответствии с которым, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1039000 рублей.
Суд, оценивая представленный отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 КАС РФ.
Представленный Отчет содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, специалистом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Также в отчете оценщиком объясняется выбор доходного и сравнительного подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения затратного подхода.
В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток, приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
Оснований не доверять данному оценщиком заключению в Отчете, отвечающему установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения оценки, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, заявлено не было, и оснований для этого судом не установлено.
Административным истцом, как собственником объекта недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 1039000 рублей.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление [СКРЫТО] Э.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания - магазин, площадью 115,1 кв. м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 1039000 рублей.
Датой подачи административного искового заявления считать 29 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Внукова