Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 20.10.2020 |
Дата решения | 11.11.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Горпенюк Оксана Валерьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 5aaf3d7a-bab1-3f40-a54b-14542f75c5f7 |
25RS0013-01-2020-001427-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Горпенюк О.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации [СКРЫТО] городского округа об оспаривании решения о сроке отселения из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности, по апелляционным жалобам административных истцов и ответчика на решение [СКРЫТО] городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен частично. Признан неразумным срок отселения ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленный Постановлением главы [СКРЫТО] городского округа <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ. Признано незаконным и необоснованным Постановление главы [СКРЫТО] городского округа №-па от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках отселения граждан ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», в части установления срока. На администрацию [СКРЫТО] городского округа <адрес> возложена обязанность принять решение о разумных сроках отселения ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и его сносе, путем принятия соответствующего распоряжения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взысканы с Администрации [СКРЫТО] городского округа <адрес> в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия,
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что они являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности. Согласно выписке из технического паспорта на жилой дом, <адрес> года постройки, количество жилых квартир 12, общая площадь 504,4 кв.м., сведения о проведении в данном жилом доме капитального ремонта отсутствуют. В соответствии с выводами Акта экспертизы №Н от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное. Актом и заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции, а затем актом и заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ был признан подлежащим капитальному ремонту. Решением [СКРЫТО] городского суда по делу №а-1073/2019 на администрацию возложена обязанность принять решение о сроках отселения ФИО1 и ФИО2 из аварийного дома. Постановлением главы [СКРЫТО] городского округа №-па от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок отселения ФИО1 и ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ. Срок отселения считают необоснованным и нарушающим их права и создающим угрозу жизни и здоровья.
Просили признать неразумным и необоснованным срок отселения ФИО1 и ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленный постановлением главы [СКРЫТО] городского округа №-па от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным постановление главы [СКРЫТО] городского округа №-па от ДД.ММ.ГГГГ в части установления до ДД.ММ.ГГГГ срока отселения административных истцов. Установить срок отселения ФИО1 и ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу указанного многоквартирного жилого дома в течение 6 месяцев. Обязать административного ответчика направить ФИО1 и ФИО2 требование о сносе жилого помещения в разумный срок, в связи с признанием указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом. Обязать административного ответчика принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не принятии решения об изъятии у ФИО1 и ФИО2 принадлежащего им жилого помещения, <адрес>, расположенной в аварийном жилом доме. Обязать административного ответчика принять решение об изъятии у ФИО1 и ФИО2 принадлежащего им жилого помещения, <адрес>, расположенной в аварийном жилом доме. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не уведомлении ФИО1 и ФИО2 в письменной форме, как собственников жилого помещения, расположенного аварийном жилом доме, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего им жилого помещения о принятом решении об изъятии квартиры в аварийном доме. Обязать административного ответчика уведомить ФИО1 и ФИО2 в письменной форме, как собственников жилого помещения, расположенного в аварийном жилом доме, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего им жилого помещения о принятом решении об изъятии квартиры в аварийном доме. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не направлении ФИО1 и ФИО2 соглашения о выкупе принадлежащего им жилого помещения, расположенного в аварийном доме. Обязать административного ответчика направить ФИО1 и ФИО2 соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения, расположенного в аварийном доме. Взыскать с административного ответчика в пользу ФИО1 и ФИО2 понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании административные истцы, их представитель подержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое административными истцами и ответчиком поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда, как полностью, так и в части.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится в частности учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, делегированными ему законодателем.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Как предусмотрено п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения. По результатам работы комиссия может принять решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в трех экземплярах с указанием оснований принятия решения.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, вопрос №).
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выводам, содержащимся в Акте экспертизы №Н от ДД.ММ.ГГГГ, процент физического износа жилого <адрес> в <адрес> края составляет 70,5 %. Фундамент и перекрытия имеют аварийное состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Требуется немедленная разгрузка конструкций и устройство временных креплений, стоек, подпорок ограждений опасной зоны, ремонт в основном проводится с заменой аварийных конструкций. Несущие стены - в неудовлетворительном состоянии, существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации конструкций, требуется капитальный ремонт с усилением конструкций. Техническое состояние несущих конструкций оценивается как ветхое. В целом техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное. Кроме того, наблюдается наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
В соответствии с актом обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным межведомственной комиссией, утвержденным постановлением главы [СКРЫТО] городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-па, <адрес> в <адрес>, имеет фундамент ленточный бутовый, процент износа – 80 % ; перегородки деревянные, процент износа – 80 %; перекрытия деревянные, процент износа чердачного – 80 % ; крыша по основанию из деревянных стропил и обрешетки, покрытие из асбестоцементных листов (шифера) – 80 % износа; полы дощатые по лагам - 80 % износа; оконные проемы – деревянные конструкции - 80 % износа; дверные проемы деревянные – 80 % износа; система водоснабжения централизованная – 80 % износа; система электрооборудования централизованная – 80 % износа; лестница деревянная – 80 % износа, в целом износ дома составляет 70,5%.
Заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы [СКРЫТО] городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-па, № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением [СКРЫТО] городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации [СКРЫТО] городского округа, на администрацию [СКРЫТО] городского округа возложена обязанность в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение о сроках отселения ФИО1 и ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании указанного акта межведомственной комиссии и во исполнение решения суда администрацией [СКРЫТО] городского округа ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление №-па «О сроках отселения граждан из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>», которым установлен до ДД.ММ.ГГГГ срок отселения ФИО1 и ФИО2 из указанного многоквартирного жилого дома.
В обоснование установления срока отселения административных истцов из жилого дома признанного аварийным и подлежащим сносу административный ответчик сослался на то, что срок отселения установлен исходя из степени готовности и возможностей органов местного самоуправления.
Не согласившись с данным Постановлением о сроках отселения из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по мотиву неразумности данного срока и нарушения тем самым жилищных прав, административные истцы обратились в суд.
Удовлетворяя частично административный иск, учитывая, что спорный дом не включен ни в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 год», ни в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории [СКРЫТО] городского округа» на 2019-2025 годы», учитывая состояние жилого дома, физический износ основных конструктивных элементов которого составляет 80%, а также учитывая, что административные истцы фактически проживают в данном доме, который фактически разрушается и его состояние не обеспечивает безопасность их жизни и здоровья, другого жилья истцы не имеют, суд первой инстанции, счел необходимым признать неразумным срок отселения истцов из спорного дома. В связи с чем признал незаконным и необоснованным Постановление главы [СКРЫТО] городского округа №-па от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках отселения граждан ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», в части установления срока отселения до ДД.ММ.ГГГГ и возложил на администрацию [СКРЫТО] городского округа <адрес> обязанность принять решение о разумных сроках отселения истцов из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, и его сносе, путем принятия соответствующего распоряжения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд указал, что оснований для возложения иных обязанностей, указанных в иске, на административного ответчика, с учетом установленных по делу обстоятельств не находит, поскольку считает их преждевременными. Оснований предоставления другого жилого помещения до фактического отселения истцов из аварийного жилого дома законом не предусмотрены.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствует обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что орган местного самоуправления обязан предоставить им жилое помещение на период отселения из аварийного жилого дома, поскольку проживание в аварийном жилом помещении создает опасность для жизни и здоровья ее семьи, подлежит отклонению, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07. 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Поскольку спорный жилой дом не был включен в региональную адресную программу и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого с зачетом его стоимости в стоимость предоставляемого жилого помещения, обеспечение жилищных прав истца осуществляется по правилам процедуры изъятия жилых помещений, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ.
Суду не представлено доказательств принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в этом доме. Соглашение, в котором стороны определили бы возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия, не обсуждалось и не заключалось.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ответчика предоставить другое жилое помещение взамен аварийного.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы административных истцов и ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи