Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 20.10.2020 |
Дата решения | 25.11.2020 |
Категория дела | Жалобы иных лиц, связанные с ненадлежащими условиями содержания лиц, находящихся под стражей, и лиц, осужденных к лишению свободы |
Судья | Судницына Светлана Петровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 23bd8093-5886-3575-be23-fa36dd1ca794 |
25RS0011-01-2020-001449-40
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 ноября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.
судей Судницыной С.П. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Бабицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Приморского края к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю о возложении обязанности по апелляционной жалобе ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю на решение Спасского районного суда Приморского края от 20 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено. На ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда с законную силу провести ремонт в помещениях камер ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и камер ПКТ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 а именно: очистку и ремонт полов, штукатурку стен, окраску стен и полов, установить разграничительные санитарные перегородки с дверьми.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав пояснения представителя ГУФСИН России по Приморскому краю Гаврилюк Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Заики О.В., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Прокурор по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Приморского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, в котором просил обязать ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда с законную силу провести ремонт в помещениях камер ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и камер ПКТ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, а именно: очистку и ремонт полов, штукатурку стен, окраску стен и полов, установить разграничительные санитарные перегородки с дверьми. В случае недостаточности у ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю денежных средств для выполнения указанных целей, принять меры по проведению ремонта в указанных помещениях за счет средств Российской Федерации, выделяемых ГУФСИН России по Приморскому краю.
В обоснование требований указал, что Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных. В ходе проверки установлено, что санитарно-техническое состояние помещений камер штрафного изолятора №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и помещений камерно типа (ПКТ) №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ ИК-33 является неудовлетворительным. Надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия в указанных помещениях не обеспечены. Во всех вышеперечисленных камерах имеются повреждения деревянного настила полового покрытия, отсутствуют разделительные перегородки с дверьми в санитарные узлы (санитарная перегородка), на стенах подтеки грязно-серого цвета (предположительно грибок).
По выявленными нарушениями Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК -33 ГУФСИН России по Приморскому краю внесено представление об их устранении, однако администрацией ФКУ ИК -33 ГУФСИН России по Приморскому краю нарушения устранены не были.
В судебном заседании помощник Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
В суде представитель административного ответчика ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю возражала против удовлетворения требований.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ.
В пунктах 3.1, 3.5 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений УИС, утвержденной приказом Минюста России от 28 сентября 2001 № 276, закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.
В Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю является юридическим лицом, участником бюджетного процесса и приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно пунктам 2.1 и 2.5.2 Устава предметом и целями деятельности учреждения является исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации. ФКУ ИК-33 осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, реализует исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану и здоровья.
Из материалов дела следует, что Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных, в ходе которой установлено что, санитарно-техническое состояние помещений ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, а именно: камер штрафного изолятора №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и помещений камерно типа (ПКТ) №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ ИК-33 является неудовлетворительным, данные помещения требуют проведения следующего комплекса мер: очистку и ремонт полов, штукатурку стен, окраску стен и полов, установку разграничительных санитарных перегородок с дверьми.
Прокуратурой в связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю было внесено представление об их устранении, однако по стоянию на дату рассмотрения административного иска административный ответчик выявленные нарушения не устранил.
Неудовлетворительное состояние вышеуказанных помещений подтверждаются актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в составлении которых принимали участие, в том числе, сотрудники администрации ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю.
Наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений санитарного законодательства административными ответчиками не оспаривались.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства, при верном применении норм материального права, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю не выполнило возложенную на него обязанность по созданию осужденным надлежащих условий содержания, а именно: не организовало и не провело мероприятия по приведению в надлежащее санитарное состояние помещений камер ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и камер ПКТ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Отсутствием надлежащих материально-бытовых условий и санитарно-гигиенического обеспечения нарушаются права осужденных, содержащихся в учреждении, создает угрозу их здоровью, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству.
Ссылки ответчика на отсутствие денежных средств на ремонт помещений суд первой инстанции обоснованно отклонил, указав, что неукоснительное исполнение ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждения уголовно-исполнительной системы, охраны здоровья осужденных являются одними из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом. Выполнение возложенных законодательством на исправительное учреждение обязанностей, соблюдение прав осужденных не должны ставиться в зависимость от недостатка финансирования колонии.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что учреждением принимаются меры к получению финансирования на проведение ремонта в камерах ШИЗО и ПКТ выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая, что административным ответчиком не приведено убедительных доводов и оснований, подтверждающих, что установленный судом первой инстанции срок проведения ремонтных работ (12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу) является неисполнимым, судебная коллегия не находит оснований для увеличения данного срока до 24 месяцев, о чем просит административный ответчик в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Спасского районного суда Приморского края от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи