Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 20.12.2021 |
Дата решения | 12.01.2022 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Горпенюк Оксана Валерьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | fb8c7615-20f3-382f-b7d6-4e5a96e8b719 |
Судья ФИО1 Дело №а-817/2022(11689/2021)
77RS0№-19
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 января 2022 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего ФИО2
судей ФИО7, ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища (инв. №) войсковой части 59313- 46, расположенной по адресу: <адрес>. На Министерство обороны РФ возложена обязанность провести капитальный ремонт здания хранилища (инв. №) войсковой части 59313-46, расположенной по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения [СКРЫТО] ФИО5, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:военный [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с названным административным иском, указав, что военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес>, расположено здание хранилища (инв. №) войсковой части 59313-46. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № недвижимое имущество, в том числе здание хранилища (инв. №) закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В соответствии с уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ и положением о филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. Согласно акту осмотра указанного задания от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] с привлечением представителей войсковой части 59313-46 и ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: требуется замена кровельного покрытия, наличие трещин в стенах, отсутствие бетонной отмостки, требуется замена ворот, имеется разрушение водоотводящих устройств кровли. По результатам проведенных комиссионных осмотров должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного здания. Результаты осмотра свидетельствуют о том, что здание хранилища (инв.№) ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта в настоящее время не отвечает требованиям федерального законодательства. В соответствии с п.4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Согласно п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений, которые в установленный срок проведены не были. Категория технического состояния строительной конструкции здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение реального ущерба Минобороны России.
Просил суд обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44,45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища (инв. №) войсковой части 59313- 46, расположенной по адресу: <адрес>, расположено здание хранилища (инв. №) войсковой части 59313-46. Обязать Министерство обороны РФ при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища (инв.№) войсковой части 59313-46, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; провести работы по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания хранилища (инв. №) войсковой части 59313-46, расположенной по адресу: <адрес>, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ помощника военного [СКРЫТО] от исковых требований к Министерству обороны РФ в части возложении обязанности при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища (инв. №), обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, производство по делу в указанной части требований прекращено.
В судебном заседании помощник военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ФИО6 настаивал на удовлетворении административных исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда для рассмотрения в порядке административного производства.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В силу ч. 1 ст. 36 указанного Федерального закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (п. 4.3).
По правилам п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Согласно положениям ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что здание хранилища (инв. №) войсковой части 59313-46, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Министерства обороны РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и используется в интересах войсковой части 59313-46.
Согласно акту осмотра хранилища (инв. №) войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] с привлечением представителей воинской части 59313-46 в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: разрушение конструктива бетонной отмостки, наличие деформации стен здания, наличие протечек кровли, наличие деформации и повреждений несущих кровельных конструкций водоотводящих устройств, нарушение сплошности и герметичности наружных водостоков, нарушение состояния притворов входных дверей, частичное разрушение пола, нарушение дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений.
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными в решении положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к выводу о необходимости проведения внепланового осмотра здания хранилища (ин. №), поскольку техническое состояние объекта может явиться угрозой для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в связи с чем, на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России возложена обязанность провести его внеплановый (внеочередной) осмотр.
Вывод суда в данной части подтвержден исследованными в ходе производства по делу доказательствами, соответствует установленным обстоятельствам и основан на законе.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ оказывает услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере содержания и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.
Актом № ВВО/ЖЭ(К)О № ЖКС № от ДД.ММ.ГГГГ здание хранилища (инв. №), расположенное по адресу: <адрес> передано в эксплуатационное обслуживание ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу).
В соответствии с уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, возложены на данное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № в пункты 16, 21 и 25 устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
Возлагая на ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ обязанность провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища (инв. №), расположенного по адресу: <адрес>, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости определения конкретного объема работ по капитальному ремонту этого здания.
Между тем доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на Министерство обороны РФ обязанности проведения капитального ремонта здания хранилища заслуживают внимание.
Исходя из положений ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ, собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возлагая на Министерство обороны РФ, как собственника имущества, по требованию [СКРЫТО] обязанность провести капитальный ремонт здания хранилища, суд не установил со стороны данного ответчика незаконного бездействия, нарушающего права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку необходимость проведения капитального ремонта здания хранилища и объем его финансирования могут быть установлены только после выполнения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ возложенной на него обязанности по проведению внепланового осмотра объекта. Фактически на момент рассмотрения настоящего дела спор по данному вопросу отсутствовал, невозможность проведения капитального ремонта объекта без финансового участия собственника имущества не установлена.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения требований военного [СКРЫТО] о возложении на Министерство обороны РФ обязанности по проведению капитального ремонта здания хранилища, поэтому в данной части решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требования.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности на Министерство обороны РФ по проведению капитального ремонта здания хранилища (инв.№) войсковой части 59313-46, расположенного по адресу: <адрес>, отменить, в указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении требования военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству обороны РФ о возложении обязанности по проведению капитального ремонта хранилища (инв. №) войсковой части 59313-46, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи