Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 20.12.2021 |
Дата решения | 12.01.2022 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Гуцалов Игорь Валентинович |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | b4a2e6fd-1d18-3ece-8c64-dcd8600d759e |
Судья Сапарова Н.А. № 33а-11688/21
77RS0021-02-2021-004365-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Владивосток 12.01.2022
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Гуцалова И.В., Горпенюк О.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 23.08.2021 по административному делу по административному исковому заявлению военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Гуцалова И.В., объяснения представителя административного истца военного [СКРЫТО] Студилова С.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Восточного военного округа Прокуратуры Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, в котором просил обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВВО в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п.44,45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания склада инв. № войсковой части ..., расположенного по адресу: <адрес>А, в рамках которого уточнить объёмы работ по капитальному ремонту; обязать Министерство обороны Российской Федерации при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания склада инв. № войсковой части 59313-31, расположенного по адресу: <адрес>А, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания склада инв. № войсковой части ..., расположенного по адресу: <адрес>А, согласно результатам проведённого внепланового (внеочередного) осмотра. В обоснование иска указав, что военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве. В результате проведённой проверки установлено, что по адресу: <адрес>А расположено здание склада (инв. №), используемое в интересах войсковой части .... Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № недвижимое имущество, в том числе, здание склада инв. №, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. В соответствии с уставом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Восточному военному округу) функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Согласно акту осмотра указанного здания от ДД.ММ.ГГГГ, проведённого военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] с привлечением представителей войсковой части ... и ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: требуется замена кровельного покрытия, наличие протечек кровли; разрушение кирпичной кладки карниза; разрушение водоотводящих устройств кровли: требуется замена ворот; разрушение разгрузочной платформы; обрушение плит перекрытия. По результатам проведённых комиссионных осмотров должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного здания. Результаты осмотра свидетельствуют о том, что здание склада инв. № ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта в настоящее время не отвечает требованиям статей 7-11 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с п.4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Согласно п.4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений, которые в установленный срок проведены не были. Категория технического состояния строительной конструкции здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение реального ущерба Минобороны России.
В судебном заседании представитель истца отказался от части исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания склада войсковой части ... (инвентарный №) обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов. В остальной части исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны Российской Федерации в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, указав, что объект состоит на балансе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Указанное здание передано в эксплуатационное обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в рамках эксплуатационного обслуживания Учреждение выполняет техническое обслуживание и санитарное содержание здания, при этом проведение капитального и текущего ремонта не включается в указанное понятие. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является лицом, которое в соответствии с государственным заданием может проводить капитальный ремонт объектов Минобороны России. Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации. Данное руководство не содержит обязанности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по проведению капитального ремонта, текущего ремонта.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Определением [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ помощника военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания склада войсковой части ... (инвентарный №) обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов и производство по делу в данной части требований прекращено (л.д.86-87).
По решению [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены, на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания склада войсковой части ... (инвентарный №), расположенного по адресу: <адрес>А, и на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту здания склада войсковой части 59313-31 инвентарный №), расположенного по адресу: <адрес>А, согласно результатам проведённого внепланового (внеочередного) осмотра.
Не согласившись с данным решением, представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом не учтено, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению лимитов бюджетных средств на капитальный ремонт здания является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание принадлежащего ему имущества и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к его компетенции.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объёме.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
По определению судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному в порядке ч.1,3 ст.33.1 ГПК РФ, дело с апелляционной жалобой представителя МО РФ передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда.
На основании ст.ст.150, 152 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, надлежаще извещённых о дате, времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав представителя истца, приходит к следующему выводу.
На основании ч.1-2 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Судом первой инстанции установлено, что военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что в техническом состоянии объекта недвижимости – здания склада (инв. №) имеются недостатки: требуется замена кровельного покрытия, в связи с наличием протечек кровли; разрушение кирпичной кладки карниза; разрушение водоотводящих устройств кровли; требуется замена ворот; разрушение разгрузочной платформы; обрушение плит перекрытия. По результатам проведённых комиссионных осмотров должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного здания, что подтверждается актами общего осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам осмотра здания необходимо проведение капитального ремонта (реконструкции модернизации) указанного объекта ввиду его длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта, поскольку здание не отвечает требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», существует опасность обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям ч.4 ст.218 КАС РФ [СКРЫТО] в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учётом установленных в ходе проверки недостатков с целью защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц, военный [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Судом первой инстанции также установлено и подтверждено материалами дела, что здание склада (инв. №), расположенное по адресу: <адрес>А, находится в собственности Министерства обороны Российской Федерации. Здание склад (инв. №) закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ДТУИО» МО РФ и используется в интересах войсковой части ....
В силу положений ст.227 ч.2 п.1-2 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу данной нормы закона суд может удовлетворить требования истца только при наличии двух обстоятельств: 1) незаконности решений, действий (бездействия) органа, наделённого государственными или иными публичными полномочиями и 2) нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании положений ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Установив вышеуказанные обстоятельства, с учётом представленных сторонами доказательств, суд пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований военной прокуратуры о возложении обязанности на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания склада войсковой части, поскольку приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 17.01.2022) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Минобороны России обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил (пп.52 п.7 Положения).
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13.04.2017 № 1168 за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе здание склада (инв. № 42).
Согласно ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения всего здания или его части.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2017 № утверждён Устав ФГБУ «ЦЖКУ» (л.д.11-17).
Согласно п.13,14 Устава основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее – Учреждение) является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства, управление недвижимым имуществом.
Учреждение в отношении закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством РФ, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны (п.21).
Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закреплённых на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (п.25 Устава).
Кроме того, согласно Изменениям в Устав, утверждённым приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Пункт 21 дополнен абзацем следующего содержания: «Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный ремонт и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого н8а праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование», а Пункт 25 после слов «деятельность по эксплуатации» дополнен текстом следующего содержания: « (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закреплённых на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков)» (л.д.59-60).
Учитывая, что указанное здание склада (инв. №) собственником - Минобороны России передано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в оперативное управление, в силу приведённых положений Устава, с учётом изменений, данное учреждение (ФГБУ «ЦЖКУ») вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, в том числе текущий и капитальный ремонт, в соответствии с утверждённым в установленном порядке Уставом и планом его финансовой деятельности.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания склада войсковой части, так как они основаны на установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах и нормах права, регулирующих спорные правоотношения, факт имеющихся нарушений не опровергнут и данные нарушения могут явиться угрозой для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
Однако судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту здания склада, поскольку из исковых требований не понятно кому Министерство обороны должно выделить эти средства.
Кроме того, судом не установлено, а материалы дела не содержат никаких доказательств соблюдения процедуры согласования проведения капитального ремонта указанного здания.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов, суд указывает на необходимость совершения определённого действия.
Поскольку административным истцом не оспаривается бездействие Министерства обороны РФ по не проведению капитального ремонта указанного объекта, не заявлено требование о возложении обязанности по проведению капительного ремонта, то требования военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту здания склада № войсковой части ..., расположенного по адресу: <адрес>А, согласно результатам проведённого внепланового (внеочередного) осмотра, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту здания склада № войсковой части ..., с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения требований о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение работ по капительному ремонту здания склада войсковой части ... (инвентарный №), расположенного по адресу: <адрес>А, согласно результатам проведённого внепланового (внеочередного) осмотра.
В отменённой части принять новое решение. В удовлетворении требований военному [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту здания склада войсковой части ... (инвентарный №), расположенного по адресу: <адрес>А, согласно результатам проведённого внепланового (внеочередного) осмотра отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи