Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 30.08.2021 |
Дата решения | 22.09.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Горпенюк Оксана Валерьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 4931a7c3-6a41-3422-a41b-c6cd4c5e3f52 |
Судья ФИО2 Дело №а-8141/2021
25RS0№-42
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 сентября 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего ФИО3
судей ФИО13, ФИО4
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации [СКРЫТО] муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения, по апелляционной жалобе административного истца на решение [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления, отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО13, объяснение представителя административного истца ФИО6, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ относиться категории детей сирот. Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела опеки и попечительства по [СКРЫТО] муниципальному району ее попечителем назначена ФИО7 В сентябре 2015 года ФИО7 обратилась к начальнику территориального отдела опеки и попечительства по [СКРЫТО] муниципальному району ФИО8 с заявлением о включении ее в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО7 было разъяснено, что она не попадает под данную категорию детей сирот, по причине, наличия у нее 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В 2012 году она поступила в университет, во время учебы находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии. С 2019 года находится в декретном отпуске. В 2020 году узнала от ФИО7, что ей было отказано в заявлении о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До этого времени она была уверена, что ФИО7 в установленное время подала соответствующие документы, и она включена в список на внеочередное получение жилого помещения в качестве сироты. Для восстановления своего нарушенного права она обратилась с соответствующим заявлением в администрацию <адрес> и распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию [СКРЫТО] муниципального района ею направлено заявление о включении ее в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению помещениями. Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ отказано в заявлении, в связи с превышением максимального возраста подачи соответствующего заявления на дату обращения.
Уточнив административные исковые требования, просила суд признать незаконным распоряжение администрации [СКРЫТО] муниципального района <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и возложить обязанность на администрацию <адрес> включить ее в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании административный истец и ее представитель настаивали на удовлетворении административного иска.
Представители административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ умер отец административного истца ФИО9, а ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО10 На момент смерти родителей ФИО1 было 17 лет, в связи с чем, распоряжением Департамента образования и науки <адрес> Территориальный отдел опеки и попечительства по <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ старшая сестра административного истца ФИО7 была назначена попечителем.
ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь 31,8 кв.м.
Согласно выписке из поквартирной карточки форма № от ДД.ММ.ГГГГ, в указанной квартире зарегистрированы и проживают ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее дочь ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, племянники ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тем самым площадь жилого помещения на одного проживающего составляла 6,36 кв.м., что является менее учетной площади.
Распоряжением администрации [СКРЫТО] муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО1, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1самостоятельно обратилась в отдел опеки и попечительства администрации [СКРЫТО] муниципального района с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением администрации [СКРЫТО] муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р отказано во включении ФИО1 в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Причиной отказа послужило то, что на момент подачи заявления ФИО1 достигла возраста 26 лет и утратила право на гарантируемую дополнительную социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением.
Не согласившись с указанным решением административного ответчика, ФИО1 обратилась с настоящим административным иском в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения заявленных требований, не установлено. Вывод суда первой инстанции мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, настоящий закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении, административный истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на административного истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Согласно позиции административного истца, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ее попечитель ФИО7 устно обратилась в 2015 году, но ей было отказано ввиду наличия 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение.
Однако каких-либо доказательств обращения с указанным заявлением и отказа в удовлетворении ее заявления административным истцом в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что бездействие органов опеки и попечительства послужило препятствием для постановки административного истца на учет нуждающихся в жилье до достижения возраста 23 лет, отклоняется судебной коллегией. Обстоятельства, свидетельствующие о бездействии и непринятии мер органами опеки и попечительства к постановке истца на учет в возрасте до 23 лет или необоснованном отказе в предоставлении жилья, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не установлены.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. После достижения совершеннолетия право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Доказательств, того, что в период с 18 до 23 лет административный истец обращался в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано; а также доказательств, свидетельствующие о наличии препятствий к такому обращению, административным истцом суду первой инстанции не представлено, с данным вопросом ФИО1 стала обращаться лишь по достижении ею возраста 26 лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у суда не было оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО7 о ее обращении в органы опеки в интересах ФИО1, при этом административный ответчик факт ее обращения не отрицал, и личное учетное дело утрачено органом опеки, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма или их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на момент достижения ею 18 лет являлась собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, и была единолично зарегистрирована в нем, то есть была обеспечена жилой площадью, с учетом установленной нормы.
Согласно выписке из поквартирной карточки форма № от ДД.ММ.ГГГГ, в указанной квартире зарегистрированы и проживают ее родственники с 2019-2020 годов.
Факт невозможности проживания ФИО1, в указанном жилом помещении установлен Распоряжением администрации [СКРЫТО] муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда ей было 26 лет.
Жилое помещение, которое продолжало оставаться местом проживания ФИО1, признано непригодным для проживания после того, как ею был утрачен статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением установленного законом возраста.
Таким образом, поскольку в период, когда за ФИО1 сохранялся статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за нею было закреплено жилое помещение, не признанное в установленном порядке непригодным для проживания, и, таким образом, она не подлежала обеспечению жилым помещением в порядке, установленном ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
Ссылки административного истца на не непригодность квартиры для проживания могут являться самостоятельным основанием для решения вопроса о признании его нуждающимся в предоставлении жилья, но по иным основаниям, а не в силу установленной законом обязанности обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, как реализации мер социальной поддержки незащищенным слоям населения.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи