Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 15.07.2019 |
Дата решения | 08.08.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> о разрешении споров между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, между органами гос. власти субъектов РФ переданных на рассмотрение в В... |
Судья | Украинцева Светлана Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 1392952d-5e21-38f5-ad09-78a43d086f85 |
Судья Воробьев В.А. Дело № 33а-8117
25RS0001-01-2017-005076-20
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 августа 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В. и Беркович А.А.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Магаданского транспортного [СКРЫТО] в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Владивостокскому филиалу ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности по апелляционной жалобе Владивостокского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 апреля 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено: на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Владивостокского филиала возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Магадан, расположенном по адресу: Магаданская область, г. Магадан [СКРЫТО] морской торговый порт, санитарную площадку (стоянку), предусмотрев на площадке санитарного причала: систему водоснабжения водой питьевого качества для подачи воды на суда (гидрант, судно-водолей), компрессионную установку достаточной мощности с калорифером для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции; систему сбора и утилизации отходов (контейнер для сбора мусора с крышкой, судно-сборщик сточных и фекальных вод); биотуалет (с определением постоянного места хранения биотуалетов при отсутствии рисков возникновения чрезвычайной ситуации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» – Бурлак Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения старшего помощника Приморского транспортного [СКРЫТО] Дальневосточной транспортной [СКРЫТО] Шляхова В.В. по доводам жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
и.о. Магаданского транспортного [СКРЫТО], действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Владивостокскому филиалу ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности. Ссылаясь на выявленные в ходе проверки нарушения требований обустройства и оборудования пункта пропуска через государственную границу РФ «Магадан», [СКРЫТО] [СКРЫТО], уточнив заявленные требования, просил возложить на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Владивостокского филиала обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Магадан», расположенном по адресу: Магаданская область, г. Магадан [СКРЫТО] морской торговый порт, санитарную площадку (стоянку), предусмотрев на площадке санитарного причала: систему водоснабжения водой питьевого качества для подачи воды на суда (гидрант, судно-водолей), компрессионную установку достаточной мощности с калорифером для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции; систему сбора и утилизации отходов (контейнер для сбора мусора с крышкой, судно-сборщик сточных и фекальных вод); биотуалет (с определением постоянного места хранения биотуалетов при отсутствии рисков возникновения чрезвычайной ситуации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
От требований к ПАО «Магаданский морской торговый порт», ФГУП «Росморпорт» административный истец отказался, производство определением суда прекращено.
В судебном заседании [СКРЫТО] на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» просил в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что отсутствует реальная возможность исполнения заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Магаданской области.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», в апелляционной жалобе его представитель просит отменить решение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона РФ от 01.04.1993 г. N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 N 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 500 (ред. от 28.02.2019) «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» утверждены Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N701н утверждены "Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимыми для организации санитарно-карантинного контроля в морских (речных, озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (приложение N 3). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2009 N 13159).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 «О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», изданного в целях реализации решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (ред. от 22.02.2019) «О применении санитарных мер в таможенном союзе» для обеспечения проведения комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должны быть предусмотрены следующие сооружения и технические средства: комплекс помещений санитарно-карантинного пункта; помещение для временной изоляции; санитарная стоянка или площадка.
Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 40 (ред. от 15.05.2018) упразднено Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, функции упраздняемого Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации переданы Министерству транспорта Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 21.06.2019 N 197 «О структуре центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации» утверждена структура центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации, в состав которой включен Департамент государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу.
В соответствии с пунктом 3.1.8. Положения о Департаменте государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.11.2016 N 329 (ред. от 30.01.2019) Департамент принимает участие в координации деятельности подведомственного Министерству федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ Росгранстрой) по вопросам реализации государственной политики в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, организации администрирования, паспортизации, технического оснащения, реконструкции, содержания, эксплуатации, использования имущественных комплексов, реализации инвестиционных проектов и иным вопросам функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной проверки транспортной [СКРЫТО] выявлено несоответствие морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска Магадан требованиям к обустройству и оборудованию пункта пропуска, выраженное в отсутствии санитарной площадки (стоянки), оборудованной в соответствии с Типовыми к оборудованию и оснащению санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871. Данный факт сторонами не оспаривается.
Суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела и верно применив нормы материального права, сделал обоснованный вывод о том, что Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы является надлежащим ответчиком по делу, так как не исполняет в должной мере возложенные на нее функции, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Такой вывод подтверждается распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) № СА-78-р от 23.06.2016, которым утвержден устав ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (л.д. 28), Приказом ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» от 28.11.2016 №53- утвердившим положение о филиале ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Владивостоке, в соответствии с пунктом 2.2 которого основными задачами Дирекции являются: организация, проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (л.д. 38-42).
Допущенные ответчиком нарушения требований действующего законодательства санитарных требований к функционированию пункта пропуска через госграницу подвергают опасности население Российской Федерации, проживающее в непосредственной близости от пунктов пропуска, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц на обеспечение охраны здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Установив, что в действиях административного ответчика имеется бездействие, связанное с неисполнением обязанности оборудовать в грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу санитарную площадку, суд с соблюдением п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворил заявленные [СКРЫТО] требования и возложил на ответчика обязанность оборудовать санитарную площадку с соблюдением санитарных норм.
Срок исполнения решения - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установлен судом с учетом объема необходимых мероприятий, прав ответчика не нарушает, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ненадлежащий ответчик по данному делу, поскольку обязанность по оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений возложена на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ, не могут быть признаны обоснованными.
Согласно пункту 2.5. Приказа Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 «О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» Руководители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ обеспечивают контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из содержания названой нормы следует, что к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесено обеспечение эпидемиологического контроля, а не оборудование санитарной площадки.
Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ не входит в структуру аппарата Министерства транспорта Российской Федерации и не уполномочена обеспечивать техническое оснащение сооружений необходимых для организации пограничного таможенного и иного вида контролей, осуществляемых в пунктах пропуска через госграницу.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у морского торгового порта санитарной стоянки не является критерием для отказа в удовлетворении иска о возложении обязанности на ответчика оборудовать такую площадку, поскольку необходимость оборудования санитарной площадки (стоянки) прямо предусмотрена санитарно-эпидемиологическим законодательством и является обязательным требованием к осуществлению всех видов контроля в пункте пропуска через государственную границу.
На основании изложенного, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи