Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 18.07.2017 |
Дата решения | 10.08.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Светлова Светлана Евгеньевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | d6ff34f3-ef59-38af-ad78-1bab92a88ab0 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 августа 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административных истцов на решение Лазовского районного суда Приморского края от 12 мая 2017 года, которым в удовлетворении административных исковых требований Чебанова И.Ю. и Чебановой С.А. к администрации Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края и администрации Лазовского муниципального района Приморского края о признании недействительными решений об отказе в предоставлении земельных участков, признании права на получение земельных участков и возложении обязанности на администрацию Лазовского муниципального района Приморского края по внесению корректирующих сведений о снятии ограничений с земельных участков отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения Чабанова И.Ю. и его представителя Исмагилова И.Х., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
истцы обратились в суд с иском о признании незаконным решения главы администрации Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 7 декабря 2016 года № 646 об отказе в предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование.
В обоснование заявленных требований указали, что ими 13 октября 2016 года поданы заявления в администрацию Беневского сельского поселения о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков общей площадью по одному гектару на каждого в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ№ 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о Дальневосточном гектаре) для сельскохозяйственных работ. Решением главы администрации Беневского сельского поселения от 7 декабря 2016 года № 646 в предоставлении земельных участков отказано, поскольку испрашиваемые земельные участки подлежат представлению в аренду в соответствии с охотхозяйственным соглашением для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Истцы считают данное решение не соответствующим действующему законодательству, так как указанные земельные участки являются смежными с земельным участком Чебанова Ю.Д. и никем не заняты. Просят признать за ними право на получение в безвозмездное пользование земельного участка общей площадью один гектар на каждого для сельскохозяйственных работ и обязать ответчика предоставить истцам указанные земельные участки. Признать недействительным решение главы администрации Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 7 декабря 2016 года № 646 об отказе в предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование.
В последующем истцы просили привлечь соответчиком администрацию Лазовского муниципального района Приморского края и, изменив требования, просили обязать администрацию Лазовского муниципального района Приморского края внести оператору информационной системы ФИС «На Дальний Восток» корректирующие сведения о снятии с выбранных истцами земельных участков ограничений (серых зон) препятствующих предоставлению их в безвозмездное пользование на основании Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ. В случае, если сведения предоставлены оператору с участием администрации Приморского края, привлечь их к участию в деле.
В судебном заседании истец Чебанов И.Ю. и его представитель просили признать незаконными решения администрации Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края об отказе в предоставлении земельных участков Чебанову И.Ю. и Чебановой С.А., признать за истцами право на получение земельных участков в безвозмездное пользование, а также возложить на администрацию Лазовского муниципального района Приморского края обязанность внести оператору Федеральной информационной системы корректирующие сведения о снятии ограничений со спорных земельных участков.
Представитель администрации Лазовского муниципального района Приморского края возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку участки являются предметом охотхозяйственного соглашения, заключённого с ОООиР «Бархат». В соответствии с действующим законодательством нахождение испрашиваемого земельного участка в границах охотничьих угодий является основанием для принятия решения об отказе в его предоставлении. Охотсоглашение является законным и действующим.
Дело рассмотрено в отсутствие Чебановой С.А., представителей Беневского сельского поселения, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, ОООиР «Бархат».
Из письменного отзыва на заявленные требования представитель департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края указал, что испрашиваемый земельный участок расположены в границах охотничьих угодий, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства ОООиР «Бархат» на основании охотхозяйственного соглашения.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.
Как следует из материалов дела Чебанов И.Ю. и Чебанова С.А. обратились 13 октября 2016 года с заявлениями о предоставлении им земельных участков в безвозмездное пользование площадью 9936,5 кв.м и 9873,4 кв.м с приложением схем размещения земельных участков.
Администрация Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края 7 декабря 2016 года уведомила о невозможности предоставить испрашиваемые земельные участки, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ подлежит предоставлению в аренду в соответствии с охотхозяйственным соглашением для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Признавая решение об отказе в предоставлении земельных участков законным, суд сделал вывод о том, что испрашиваемые земельные участки входят в охотничьи угодья, предоставленные ранее в пользование общественной организации охотников и рыболовов «Бархат» в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 30 июня 2010 года № 25-24\2010, которое заключено с управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края сроком на 20 лет.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу пункта 16 статьи 17 Закона о Дальневосточном гектаре, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений, то указанное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 27 названного закона, установлено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. При этом охотхозяйственное соглашение должно включать в себя, в том числе и сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.
Информация о землях, предоставленных для осуществления охотхозяйственной деятельностью, размещена на официальном сайте департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, с указанием координат, поэтому земли не являются свободными.
В этой связи не может служить основанием для признания незаконным решение органа местного самоуправления принятое на основании данных том, что земельный участок предоставлен уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в пользование общественной организации охотников и рыболовов и основанием для внесения сведений о земельном участке не свободном от прав третьих лиц в информационную систему ФИС «На Дальний Восток».
Исходя из того что охотхозяйственное соглашение никем не оспорено, предметом спора не является предоставление земельного участка для осуществления охотхозяйственной деятельностью, при этом административными истцами фактически оспаривается отказ администрации Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края в предоставлении им земельных участков в безвозмездное пользование, ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие права у администрации Приморского края на предоставление земельного участка ОООиР «Бархат», является необоснованным.
Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края является специально уполномоченным государственным органом Приморского края по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Приморском крае, органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий - государственных природных заказников краевого значения, природных парков краевого значении к полномочиям которого отнесено заключение охотхозяйственных соглашений (Постановление Администрации Приморского края от 10 декабря 2012 года № 400-па «О переименовании управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края и об утверждении Положения о департаменте по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края»).
Вопреки доводам апелляционной жалобы статьей 78 Земельного кодекса РФ допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
При этом право долгосрочного пользования животным миром возникло у ОООиР «Бархат» на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до 1 апреля 2010 года - до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем оно сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Между тем ограничения, связанные с использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, введены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации».
Статья 62 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, как это предписано в части 3 названной статьи, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, который не связан основаниями и доводами заявленных требований по названной категории административных дел.
Судом первой инстанции приведенное требование процессуального закона были соблюдены, им истребованы из органов местного самоуправления, органов власти субъекта Российской Федерации сведения о спорном земельном участке, и правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, позиция административных истцов основана на предположениях, которые материалами административного дела не подтверждаются.
С 1 октября 2017 года в соответствии с новой редакцией пункта 16 статьи 7 Закона о Дальневосточном гектаре исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в границах охотничьих угодий, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по предложению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих такие охотничьи угодья, определяют территории, в границах которых в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания гражданам не могут быть предоставлены земельные участки в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также устанавливают максимальный размер площади таких территорий.
Таким образом, после вступления в силу изменений в закон административные истцы вправе обратиться в орган местного самоуправления за предоставлением земельных участков в границах охотничьих угодий в безвозмездное пользование, которые не отнесены к вышеназванным территориям.
Учитывая изложенное, решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Лазовского районного суда Приморского края от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи