Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 20.12.2021 |
Дата решения | 19.01.2022 |
Категория дела | о признании незаконными представлений и иных актов прокурора |
Судья | Туктамышева Ольга Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 9c2e3748-5788-3d71-ac48-822c6bbac3a5 |
Судья Лысенко Е.Н. дело № 33а-11669/21
25RS0029-01-2021-007951-63
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 января 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Горпенюк О.В. и Чепцова А.Н.
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Микрорайон Радужный» к Уссурийской городской [СКРЫТО], [СКРЫТО] <адрес> об оспаривании представления Уссурийского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №Прдр№/№ об устранении нарушений действующего законодательства, по апелляционной жалобе Уссурийского городского прокурора на решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные исковые требования удовлетворены: представление Уссурийского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №Прдр№ признано незаконным.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца Сосаева С.Ю., представителя административного ответчика прокурора Парфентьевой К.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ООО «Микрорайон Радужный» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ получено представление Уссурийского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с указанием неправомерности начисления платы за отопление мест общего пользования многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>, в соответствии с п.54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах".
Вывод [СКРЫТО] основан на том, что поскольку многоквартирный дом не присоединен к централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовых инженерных сетей отопления в доме не имеется, тепловая энергия не подается потребителям ни по централизованным сетям теплоснабжения, ни по внутридомовым инженерным системам, потребителям в жилых помещениях в данном доме коммунальная услуга предоставляться не может. Между тем, в многоквартирном <адрес> в <адрес> теплоснабжение квартир и горячее водоснабжение осуществляется от индивидуальных теплогенераторов, работающих на газе, установленных на кухне каждой квартиры, а для отопления лестничных клеток (мест общего пользования) используются электрические конвекторы. В целях обеспечения работы электрических конвекторов на лестничных клетках жилого дома управляющей организацией ООО «Микрорайон Радужный» с ПАО «ДЭК» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № по приобретению коммунального ресурса в виде электрической энергии. ООО «Микрорайон Радужный» в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и поддержания в местах общего пользования надлежащей температуры воздуха осуществляло самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования (электрических конвекторов), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, плата за коммунальную услугу «отопление» (... года) правомерно исчислялась в соответствии с формулой 18 приложения № к Правилам №. Доказательств неправомерного исчисления обществом размера платы за коммунальную услугу, а также расчета объема коммунального ресурса (электрической энергии), использованного за соответствующий период при производстве коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования (электрических конвекторов), входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме Уссурийской городской [СКРЫТО] не предоставлено.
Просит суд признать незаконным представление Уссурийского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №Прдр №, приостановить действие оспариваемого представления во избежание финансовых убытков для организации, являющейся субъектом малого предпринимательства.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель [СКРЫТО] в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что предоставление коммунальной услуги по отоплению исключительно в помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, оспариваемое представление истцом рассмотрено и удовлетворено, жильцам произведен перерасчет.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О [СКРЫТО] Российской Федерации" определено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Из ч.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О [СКРЫТО] Российской Федерации" следует, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ООО «Микрорайон Радужный» является управляющей организацией многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается Договором на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.
В Уссурийскую городскую [СКРЫТО] поступило обращение ФИО7 по вопросу отказа ООО «Микрорайон Радужный» произвести перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения обращения Уссурийским городским прокурором в адрес и.о. гендиректора ООО «Микрорайон Радужный» внесено представление об устранении нарушений закона, в котором требует принять конкретные меры к устранению и исключению допущенных нарушений законодательства, а также причин и условий, им способствующих, а именно: произвести ФИО7 и жильцам <адрес> в <адрес> перерасчет платы за содержание, исключив из начисленных сумм плату за отопление мест общего пользования с момента начисления данной платы до настоящего времени.
В обоснование представления указано на то, что поскольку указанный жилой дом не присоединен к централизованным сетям теплоснабжения и в доме отсутствуют внутридомовые инженерные системы отопления, тепловая энергия не подается потребителям ни по централизованным сетям теплоснабжения, ни по внутридомовым инженерным системам, у Общества отсутствовала в данном жилом доме возможность предоставления коммунальной услуги «отопление», а у потребителя отсутствовала возможность потребления данной услуги, в связи с чем, отсутствовали основания выставлять потребителям плату за отопление мест общего пользования.
Подавая иск, Общество оспаривает указанные выводы прокурора, полагая, что поскольку в доме отсутствует централизованное теплоснабжение, в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме они осуществляют самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, плата за коммунальную услугу «отопление» правомерно исчислялась в соответствии со ст.54 формулой 18 приложения № к Правилам №.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным предписание прокурора, суд первой инстанции согласился с позицией истца, пришел к выводу, что внутридомовой инженерной системой отопления мест общего пользования (лестничных клеток) являются электрические конвекторы и, учитывая, что Обществом заключен договор энергоснабжения с ПАО ДЭК, в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и поддержания в местах общего пользования надлежащей температуры воздуха Общество осуществляет самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования - электрических конвекторов, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в связи с чем, плата за коммунальную услугу «отопление» (ноябрь 2020 - январь 2021 года) правомерно исчислялась им в соответствии с формулой 18 приложения № к Правилам №.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с п. п. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 отопление является услугой по подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Согласно абз. 2 п. 40 Правил, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил (абз. 3 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно абзацу первому пункта 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Абзацем четвертым пункта 54 Правил N 354, предусмотрено, что при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в МКД пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в МКД в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к названным Правилам.
Вместе с тем, данная формула предусматривает порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению исключительно в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу <адрес> в <адрес>, не подключен к централизованной системе теплоснабжения, теплоснабжение квартир и горячее водоснабжение осуществляется от индивидуальных теплогенераторов, работающих на газе, установленных на кухне каждой квартиры, а для отопления лестничных клеток (мест общего пользования) используются электрические конвекторы, закрепленные на стенах лестничных клеток.
Управляющей организацией ООО «Микрорайон Радужный» с ПАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого приобретается электрическая энергия для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения и коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме
Согласно квитанциям за ... года Общество предъявило к оплате собственникам жилых помещений в доме оплату за отопление мест общего пользования, а также за энергоснабжение, потребленное на общедомовые нужды.
Вместе с тем, в жилом доме отсутствуют внутридомовые инженерные системы, дом не подключен к централизованным сетям теплоснабжения, следовательно, тепловая энергия не подается потребителям ни по централизованным сетям теплоснабжения ни по внутридомовым инженерным системам.
При таких обстоятельствах, Общество самостоятельного производства коммунальной услуги по отоплению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не осуществляет. Само по себе заключение договора энергоснабжения не свидетельствует о самостоятельном производстве Обществом коммунальной услуги по отоплению.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что оспариваемое представление прокурора об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Микрорайон Радужный» в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 30 сентября 2021 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Обществу с ограниченной ответственностью «Микрорайон Радужный» к Уссурийской городской [СКРЫТО], [СКРЫТО] <адрес> об оспаривании представления Уссурийского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №Прдр№ об устранении нарушений действующего законодательства, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи