Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 30.04.2019 |
Дата решения | 23.05.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Пилипенко Елена Викторовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | b5df9bf0-2de3-39fe-b78e-f3fbb871d10d |
Судья Салмина Е.С. дело № 33а-5218
25RS0015-01-2019-000066-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Кубатовой О.А.
при секретаре Чапиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Е.А. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.А. на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 27 февраля 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения [СКРЫТО] Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Е.А. обратилась в суд с названным административным иском, указав, что 9 октября 2018 года ею подано заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером № с приложением межевого плана.
15 октября 2018 года административным ответчиком вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с несоответствием представленных документов требованиям пункта 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и выполнены с нарушениями требований к подготовке межевого плана, поскольку согласно представленному акту на право собственности на землю площадь переданного в собственность земельного участка составляет 1000 кв.м., наследуемое владение- 157 кв.м.
Считает данное решение незаконным, так как приложенный к акту на право собственности на землю чертеж границ земель содержит достаточные сведения для уточнения местоположения границ земельного участка. Площадь земельного участка при уточнении местоположения границ увеличена не более установленной предельной минимальной площади для данного вида землепользования на территории Дальнегорского городского округа.
Просила признать незаконным решение административного ответчика от 15 октября 2018 года о приостановлении осуществления государственного учета в отношении земельного участка и решение административного ответчика от 15 января 2019 года № 25/19-1004 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав административного истца путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Дальнегорский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю, в качестве заинтересованного лица – Управление муниципального имущества администрации Дальнегорского городского округа.
В судебное заседание представители административных ответчиков, заинтересованного лица не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки не известны. От Управления Росреестра по Приморскому краю получено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании административный истец настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Необходимая совокупность условий для удовлетворения административного иска по настоящему делу имеется.
Учёт изменений объекта недвижимости осуществляется в соответствии с главой 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьями 14 и 21 названного закона установлены основания и требования к документам, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав содержится в статье 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и является исчерпывающим.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27).
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Е.А. на основании договора купли-продажи от 8 ноября 2012 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир участок, почтовый адрес ориентира: <адрес>, общей площадью 1000 кв.м., границы которого в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Кроме того [СКРЫТО] Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 570 кв.м., границы земельного участка установлены.
Земельные участки ранее были предоставлены прежнему собственнику Кожушко А.С. на основании государственного акта на право собственности на землю № ПК-3-1-1408, земельный участок площадью 1000 кв.м – в собственность, 570 кв.м. – в пожизненное (наследуемое) владение.
[СКРЫТО] Е.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений границ земельного участка с кадастровым номером №, приложив межевой план с заключением кадастрового инженера, из содержания которого следует, что местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, участок № 10, площадь 1100 кв.м, разрешенный вид использования: для ведения садоводства. Расхождение фактической площади земельного участка, полученной в результате проведения кадастровых работ и площади участка по данным Единого государственного реестра недвижимости составило 100 кв.м., что не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с Местными нормативами градостроительного проектирования Дальнегорского городского округа. При уточнении границ земельного участка их местоположение определено исходя из сведений, содержащихся в государственном акте на право собственности на землю, определявшем местоположение границ земельного участка при его образовании. Сравнивая чертеж из государственного акта и кадастровую съемку видно совпадение местоположения участка по явным характеристикам рельефа.
15 октября 2018 года административным ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что представленные документы о государственном кадастровом учете изменений земельного участка не соответствуют положениям закона и выполнены с нарушением требований подготовки межевого плана.
15 января 2019 года административным ответчиком вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета, не устранены.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции указал, что представленный административным истцом межевой план не отвечает требованиям действующего законодательства, а местоположение границ спорного участка определено не по фактическим границам, существующим на местности более 15 лет.
Указанные выводы суда постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела, и неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Порядок проведения государственной регистрации прав определен статьей 29 Закона о регистрации, который предусматривает, в частности, проведение правовой экспертизы документов, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 261 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав.
Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона № 218-ФЗ) и при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 921, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе межевого плана «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка.
При установлении местоположения границ земельного участка кадастровый инженер должен, прежде всего, использовать правоудостоверяющие документы на наличие сведений, определяющих местоположение границ этого земельного участка.
Из материалов дела следует, что документы, содержащие сведения, на основании которых в соответствии с положениями Закона о кадастре определяется местоположение границ земельного участка при их уточнении, в орган кадастрового учета представлены. Кадастровым инженером уточненные границы земельного участка их местоположение определены исходя из сведений, содержащихся в государственном акте на право собственности на землю, определявшем местоположение границ земельного участка при его образовании, указано на совпадение местоположения участка по явным характеристикам рельефа.
При наличии исходных данных кадастровому инженеру не было необходимости определять местоположение границ спорного участка по фактическим границам, существующим на местности более 15 лет, а также представлять административному ответчику подтверждающие такие границы документы.
Кроме того, вопреки утверждению административного ответчика при уточнении местоположения границ спорного земельного участка увеличение его площади на 100 кв.м. не противоречит требованиям закона.
Согласно пункту 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен - десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.
Правилами землепользования и застройки Дальнегорского городского округа установлена минимальная площадь участка для ведения садоводства 200 кв.м.
В связи с чем судебная коллегия признает возможным при уточнении границ спорного земельного участка площадью 1000 кв. м его увеличение на 100 кв.м, что не выходит за предусмотренные законом пределы и не противоречит действующему законодательству.
Поскольку судом первой инстанции указанные обстоятельства не были учтены, нормы материального права применены неверно, то состоявшееся по делу решение, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может быть признано законным.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 15 октября 2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета и от 15 января 2019 года № 25/19-1004 об отказе в учете изменений объекта недвижимости не соответствую закону и нарушают права административного истца как правообладателя земельного участка.
Определяя способ восстановления нарушенного права, судебная коллегия, не подменяя собой компетентный орган, в соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Е.А. о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером №.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 27 февраля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 15 октября 2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета и от 15 января 2019 года № 25/19-1004 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Е.А. о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером №.
Председательствующий
Судьи