Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 30.04.2019 |
Дата решения | 23.05.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Кудрина Яна Геннадьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 48cc05ff-155c-3265-a0fb-38e72c6d8268 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Кубатовой О.А.
при секретаре Чапиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Н.Э.о. об оспаривании бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Н.Э.о. на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 19 февраля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Н.Э.о. отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации г.Владивостока – Хомовой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Н.Э.о. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. 21 декабря 2017 года административный истец обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – департамент) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и дальнейшем предоставлении земельного участка в собственность под объектом недвижимости. 23 марта 2018 года [СКРЫТО] Н.Э.о. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду. Согласно ответу прокуратуры в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка было отказано, однако ответы департамента в адрес административного истца не поступали. Все документы, необходимые для рассмотрения заявления, [СКРЫТО] Н.Э.о. в департамент были предоставлены. С учетом уточненных требований просил признать решение департамента об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 29 декабря 2017 года № не соответствующим ЗК РФ, незаконным; признать незаконным бездействие департамента в не рассмотрении заявления [СКРЫТО] Н.Э.о. от 27 марта 2018 года (входящий № от 30 марта 2018 года) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 755 кв.м путем утверждения схем расположения земельного участка под объектом недвижимости по адресу: <адрес> и не направлении решения с приложением указанной схемы заявителю; обязать департамент повторно рассмотреть обращения [СКРЫТО] Н.Э.о. от 21 декабря 2017 года и 30 марта 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под объектом недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>; взыскать с департамента в пользу [СКРЫТО] Н.Э.о. госпошлину в сумме 300 руб., оплаченную за подачу заявления в суд, судебные издержки в сумме 75000 руб.
Представитель [СКРЫТО] Н.Э.о. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка послужило то обстоятельство, что весь земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывов, в запретных районах в/ч. Однако, таких оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка п.16 ст.11.10 ЗК РФ не содержит. Отказ в утверждении схемы нарушает права истца в области формирования земельного участка для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении его на заявленном праве. Департамент рассмотрел заявление от 27 марта 2018 года как предоставление земельного участка в собственность, хотя в тексте заявления указана аренда. По сути заявление не было рассмотрено.
Представитель департамента не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе. Согласно выписке из ЕГРН имеется ограничение по регистрации сделок в отношении здания, т.к. объект является самовольной постройкой.
Представитель администрации г.Владивостока возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что администрация обратилась с заявлением о признании объекта магазина с адресной привязкой самовольной постройкой. Характеристики объекта, по которым объект признан самовольной постройкой, не соответствуют тем, которые в настоящее время имеются в Росреестре. Согласно заключению кадастрового инженера, объект по адресу <адрес> фактически является одним и тем же объектом.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Н.Э.о. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п.п.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п.6 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка
Согласно ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В силу ч.7 ст.93 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Поскольку в силу пункта 2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, на основании п.5 ч.5 ст.27 ЗК РФ расположенные на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.
Аналогичные по своему смыслу понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405.
Согласно п.12 указанного Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю».
По делу установлено, что 21 декабря 2017 года [СКРЫТО] Н.Э.о. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 755 кв.м под объектом недвижимости по адресу: <адрес>.
29 декабря 2017 года в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка [СКРЫТО] Н.Э.о. отказано, поскольку весь земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывах, запретных районах в/ч. Испрашиваемый земельный участок, расположенный на территории запретного района войсковой части относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, т.к. такая возможность федеральным законом не предусмотрена. В поступившем заявлении также указано о согласии на перераспределение земельного участка с кадастровым номером №, при этом согласно справочной информации объект недвижимости с кадастровым номером № является объектом капитального строительства (квартира, жилое помещение), расположенным по адресу: <адрес>.
27 марта 2018 года [СКРЫТО] Н.Э.о. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 755 кв.м под объектом недвижимости по адресу: <адрес>.
22 августа 2018 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с нахождением земельного участка в запретном районе в/ч. В отношении здания с кадастровым номером № имеются ограничения прав и обременение: запрещение сделок с имуществом с 9 февраля 2017 года, № государственной регистрации №. Определение от 30.01.2017, выдавший орган: Первомайский районный суд г.Владивостока.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку весь испрашиваемый [СКРЫТО] Н.Э.о. участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывах, запретных районах в/ч, оснований для признания незаконным решения департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, изложенного в письме от 29 декабря 2017 года, не имеется. Заявления [СКРЫТО] Н.Э.о. от 21 декабря 2017 года и 27 марта 2018 года административным ответчиком рассмотрены в соответствии с представленными полномочиями в рамках действующего законодательства. Само по себе превышение установленного действующими нормативными актами срока рассмотрения указанных заявлений не свидетельствует о бездействии департамента, нарушении прав [СКРЫТО] Н.Э.о.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в ходе судебного разбирательства не установлено несоответствия оспариваемых действий департамента требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не установлен факт нахождения формируемого земельного участка на землях, ограниченных в обороте, является необоснованным.
Согласно ответу УГА администрации г.Владивостока, в соответствии с действующей редакцией постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 год № 217-пг испрашиваемый земельный участок расположен в границах запретных районов объекта «21» в/ч 13079, в/ч 20953.
Исходя из схемы расположения земельного участка, справки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа спорный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории – санитарно-защитные зоны предприятий, санитарные разрывы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Н.Э.о. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи