Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 01.06.2020 |
Дата решения | 25.06.2020 |
Категория дела | иные административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организаци |
Судья | Туктамышева Ольга Владимировна |
Результат | ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 585fb1f0-387d-3268-953b-d6c263985067 |
Судья Денисов Д.В. Дело № 33а-5059
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июня 2020 года город Владивосток
Судья судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда Туктамышева О.В., рассмотрев частную жалобу [СКРЫТО] прокурора 39 Военной прокуратуры гарнизона на определение судьи Фокинского городского суда Приморского края от 15 мая 2020 года, которым административное исковое заявление [СКРЫТО] прокурора 39 [СКРЫТО] прокуратуры гарнизона к [СКРЫТО] ФИО5 о признании незаконным осуществление предпринимательской деятельности и возложении обязанности ее прекращения возвращено административному истцу,
у с т а н о в и л а:
Военный прокурор 39 [СКРЫТО] прокуратуры гарнизона обратился в Фокинский городской суд с административным иском к [СКРЫТО] по контракту в/ч № [СКРЫТО] ФИО6 о признании незаконным осуществление предпринимательской деятельности и извлечении дохода от такой деятельности в сумме 51238,00 рублей в период прохождения [СКРЫТО] службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и о возложении на [СКРЫТО] В.С. обязанности устранить допущенные нарушения закона путем прекращения осуществления предпринимательской деятельности в период прохождения [СКРЫТО] службы по контракту в ВС РФ.
Определением от 14 апреля 2020 года административный иск оставлен без движения, истцу предложено в срок до 14 мая 2020 года представить в суд сведения, подтверждающие доводы истца о прохождении [СКРЫТО] В.С. [СКРЫТО] службы на момент подачи искового заявления.
15 мая 2020 года определением судьи Фокинского городского суда Приморского края административное исковое заявление [СКРЫТО] прокурора возвращено административному истцу с приложенными документами в связи с неустранением в полном объеме недостатков, препятствующих принятию административного искового заявления к производству суда.
С таким определением о возврате не согласился [СКРЫТО] прокурор 39 [СКРЫТО] прокуратуры гарнизона, им подано представление, в котором просит отменить определение суда от 15 мая 2020 года, как незаконное и необоснованное.
В соответствии с ч.2 ст.315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, которыми оканчивается производство по административному делу, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2.1 ст.315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Оставляя без движения административный иск прокурора, судья исходил из того, что заявленные административные требования не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, так как фактически представляют собой служебный спор, связанный с прохождением государственной службы, который подлежит рассмотрению по правилам ГПК РФ.
Учитывая, что подача иска в порядке гражданского судопроизводства регулируется в том числе ст.131, 132 ГПК РФ, истцу необходимо указать в иске сведения, предусмотренные положениями п.п.3.5 ч.2 ст. 131 ГПК РФ, а также приложить к иску документы, подтверждающие доводы истца о прохождении [СКРЫТО] В.С. [СКРЫТО] службы на момент подачи искового заявления (ст.132 ГПК РФ).
Поскольку прокурором суду не предоставлены документы, подтверждающие доводы истца о том, что [СКРЫТО] В.С. в настоящее время проходит [СКРЫТО] службу, судом исковое заявление [СКРЫТО] прокурора возвращено на основании ст. 136 ГПК РФ.
Проанализировав положения действующего законодательства, содержание административного иска, полагаю, что имеются основания для возвращения административного искового заявления.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе [СКРЫТО]" граждане приобретают статус [СКРЫТО] с началом [СКРЫТО] службы, которую проходят по контракту либо по призыву.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и [СКРЫТО] службе" контракт о прохождении [СКРЫТО] службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором данным Федеральным законом предусмотрена [СКРЫТО] служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения [СКРЫТО] службы (далее - Положение).
Согласно абз.3 п.7 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе [СКРЫТО]» [СКРЫТО], не могут заниматься предпринимательской деятельностью.
Согласно абзаца пятого подпункта "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и [СКРЫТО] службе": [СКРЫТО] подлежит увольнению с [СКРЫТО] службы в связи с утратой к нему доверия со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае осуществления [СКРЫТО] предпринимательской деятельности.
Таким образом, занятие предпринимательской деятельностью является основанием для досрочного увольнения [СКРЫТО] с [СКРЫТО] службы на основании пп. "д.1" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и [СКРЫТО] службе".
Как следует из обращения старшего помощника [СКРЫТО] прокурора майора юстиции А.В. Варчук к начальнику МИФНС РФ №1 по Приморскому краю от 1 апреля 2020 года, приложенного к иску, [СКРЫТО] В.С. обжалует действия командования части, связанные с затягиванием сроков его увольнения с [СКРЫТО] службы.
В административном иске и в представлении на определение суда о возврате иска прокурор настаивает на том, что ответчик является [СКРЫТО].
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О [СКРЫТО] судах Российской Федерации" [СКРЫТО] судам подсудны, гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов [СКРЫТО] Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - [СКРЫТО]), граждан, проходящих [СКРЫТО] сборы, от действий (бездействия) органов [СКРЫТО] управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2018 N 2800-О), правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, - согласно статье 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Следовательно, подсудность дел [СКРЫТО] судам, определяется исходя из субъектного состава ([СКРЫТО] либо бывший [СКРЫТО] и орган [СКРЫТО] управления) и характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением [СКРЫТО] службы; права нарушены в период прохождения [СКРЫТО] службы).
Поскольку [СКРЫТО] В.С., как указывает и настаивает прокурор, на момент подачи иска является [СКРЫТО], отношения возникли в связи с прохождением административным истцом [СКРЫТО] службы, то по субъектному составу и по характеру спорного правоотношения (оспариваются действия [СКРЫТО], связанные с прохождением им [СКРЫТО] службы, которые являются основанием для увольнения [СКРЫТО] с [СКРЫТО] службы) спор подсуден [СКРЫТО] суду.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Таким образом, полагаю, что данный спор подлежит разрешению [СКРЫТО] судом, что является основанием для возврата указанного административного искового заявления истцу.
Кроме того, как следует из иска прокурор фактически просит установить факт нарушения [СКРЫТО] запретов и обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, факт незаконного осуществления [СКРЫТО] предпринимательской деятельности, извлечение дохода от такой деятельности в период прохождения [СКРЫТО] службы по контракту, то есть фактически просит установить факт нарушения [СКРЫТО] условий контракта о прохождении [СКРЫТО] службы.
Данные обстоятельства могут являться предметом рассмотрения в рамках дела о привлечении к ответственности [СКРЫТО], увольнения его с [СКРЫТО] службы, которое подлежит рассмотрению [СКРЫТО] судом с учетом положений ст.18 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.316 КАС РФ, судья
о п р е д е л и л а:
определение Фокинского городского суда Приморского края от 15 мая 2020 года оставить без изменения, представление [СКРЫТО] прокурора 39 [СКРЫТО] прокуратуры гарнизона – без удовлетворения.
Судья О.В. Туктамышева