Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 01.06.2020 |
Дата решения | 25.06.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Туктамышева Ольга Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 79729b54-0fad-3d1c-ac00-f27809d693c5 |
Судья Лысенко Е.А. Дело № 33а-5036
25RS0005-2019-004755-27
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июня 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Новожиловой И.Н. и Судницыной С.П.
при секретаре Тороповой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Первомайского района г. Владивостока к администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 12 марта 2020 года, которым на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную в силу по обеспечению финансирования расходов МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» на следующие цели: ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015; оборудование на трех лестничных клетках образовательного учреждения двери, ведущие в группы, на всех этажах, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
На МБДОУ «Детский сад №160 общеразвивающего вида г. Владивостока» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока провести ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002- 2015; оборудовать на трех лестничных клетках образовательного учреждения двери, ведущие в группы, на всех этажах, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную в силу обязанность установить 12 дверей в складских помещениях групп МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока», соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30, а также установить на лестничных клетках данного образовательного учреждения двери, отделяющие лестничные клетки от примыкающих коридоров.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., выслушав пояснения администрации г.Владивостока и управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока Ковтун И.???О, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Первомайского района г. Владивостока обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка требований законодательства о противопожарной безопасности, в ходе которой установлено, что двери складских помещений учреждения (в помещениях 12 групп), не соответствуют пределу огнестойкости данных помещений, предел огнестойкости должен быть не менее EI 30. В помещении МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» система пожарной автоматики находится в неисправном и частично работоспособном состоянии, а именно: кабели и провода повсеместно проложены вдоль линий электропитания; провода, используемые в системах пожарной автоматики, не соответствует современным нормам и требованиям. На трех лестничных клетках, двери, ведущие в группы, на всех этажах, не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах. 25 февраля 2019 года заведующей МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» внесено представление об устранении нарушений закона.
Просит возложить на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по обеспечению финансирования расходов МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» на следующие цели: ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015; на приобретение и установку 12 дверей в складских помещениях групп МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока», соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30. На приобретение и установку на трех лестничных клетках, ведущих в группы, на всех этажах здания МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» дверей оборудованных приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
Возложить на МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока: провести ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015; установить 12 дверей в складских помещениях групп МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока», соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30; установить на трех лестничных клетках, ведущих в группы, на всех этажах здания МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» двери оборудованных приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
В судебном заседании [СКРЫТО] уточнил заявленные требования, просил суд возложить на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по обеспечению финансирования расходов МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» на следующие цели: ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015; на оборудование трех лестничных клетках образовательного учреждения двери, ведущие в группы, на всех этажах, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах. Возложить на МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока провести ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002- 2015; оборудовать на трех лестничных клетках образовательного учреждения двери, ведущие в группы, на всех этажах, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах. Возложить на МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную в силу обязанность установить 12 дверей в складских помещениях групп МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока», соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30, а также установить на лестничных клетках данного образовательного учреждения двери, отделяющие лестничные клетки от примыкающих коридоров.
Определением суда от 12.03.2020 прекращено производство по делу в части в связи с отказом [СКРЫТО] от исковых требований к администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о возложении обязанности по обеспечению финансирования расходов МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» на приобретение и установку 12 дверей в складских помещениях групп МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока», соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30, а также на приобретение и установку 3 поэтажных дверей на лестничных клетках данного образовательного учреждения.
Представитель административных ответчиков администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в судебном заседании с административным иском не согласился.
Представитель МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» в судебном заседании с административным иском согласился.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда законно и обоснованно, отмене не подлежит по следующим основаниям.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч. 7 ст. 28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее по тексту - СНиП 21-01-97) определены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению (в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления) на всех этапах создания и эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений, а также пожарно-техническую классификацию.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной проверки соблюдения учреждением требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что в нарушение п. 4.1 Раздела III Пособия к Строительным нормам и правилам (СНиП) 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ч. 3,4 ст. 145 Федерального закона от 14.07.2014 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» двери складских помещений учреждения (в помещениях 12 групп), не соответствуют пределу огнестойкости данных помещений, предел огнестойкости должен быть не менее EI 30. В помещении МБДОУ № 160 система пожарной автоматики находится в неисправном и частично работоспособном состоянии (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015), а именно: в нарушение п. 4.14 СП 6.13130.2013, п. 13.15.15 СП 5.13130.2009 кабели и провода повсеместно проложены вдоль линий электропитания; провода, используемые в системах пожарной автоматики, не соответствует современным нормам и требованиям (ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, ФЗ- 123). В нарушение п. 6.18 СНиП 21-01-97* на трех лестничных клетках, двери, ведущие в группы, на всех этажах, не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.
Удовлетворяя заявленные [СКРЫТО] требования, суд первой инстанции учитывал, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности не устранены до настоящего времени, исходил из того что одним из принципов государственной политики в интересах детей является приоритет жизни и здоровья человека.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности нарушают права несовершеннолетних на безопасные условия обучения, выполнение и соблюдение предусмотренных законодательством противопожарных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении, которая является объектом массового пребывания детей, обязательно, на момент вынесения решения судом указанные нарушения не устранены.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в течение 6 месяцев обязанности по обеспечению финансирования расходов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 общеразвивающего вида г. Владивостока» на ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015; оборудование на трех лестничных клетках образовательного учреждения двери, ведущие в группы, на всех этажах, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
Доводы администрации г.Владивостока о том, что в их адрес администрацией МБДОУ №160 не направлялась заявка на выделение денежных средств на устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не освобождает административных ответчиков от соблюдения требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что срок службы пожарной автоматики составляет 10 лет, и доказательств того, что этот срок истек истцом не предоставлено, не влечет отмену решения суда, поскольку материалами дела подтверждается факт того, что провода, используемые в системах пожарной автоматики, не соответствуют современным нормам и требованиям(ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, ФЗ-123),что не отрицалось представителем административного ответчика в суде апелляционной инстанции. При этом, согласно решению суда, ответчик вправе сам определиться с тем, каким образом привести систему автоматической пожарной сигнализации в соответствие с требованиями пожарной безопасности: произвести ремонт или замену системы.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что администрация г. Владивостока является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распорядителем денежных средств, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обоснованно мотивированно отклонены судом. Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Суд первой инстанции верно учитывал, что администрация г.Владивостока является учредителем образовательного учреждения, лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования.
Администрация г.Владивостока является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью (ст. 30, 32, 46 Устава города Владивостока).
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно ч.1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
С учетом вышеизложенных норм на администрации г.Владивостока как учредителе образовательного учреждения и лице, ответственном за формирование бюджета муниципального образования, лежит обязанность осуществлять финансирование устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи