Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 15.05.2018 |
Дата решения | 07.06.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> прочие дела по защите нарушенных... -> прочие (дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных... |
Судья | Кудрина Яна Геннадьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | ade3e3d6-79dc-3376-b81b-4518e867351e |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Судницыной С.П., Пилипенко Е.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Находкинского городского округа об оспаривании представления прокурора г.Находки по апелляционной жалобе администрации Находкинского городского округа на решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 января 2018 года, которым в удовлетворении требований администрации Находкинского городского округа отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации Находкинского городского округа – Ким В.С., прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
администрация НГО обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 15 ноября 2017 года в администрацию НГО поступило представление прокурора г.Находки от 10 ноября 2017 года № об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму. Прокуратурой г.Находки была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения: до настоящего времени не проведена дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; не проведена проверка сил обеспечения транспортной безопасности; не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; не представлен план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в Росавтодор; технические средства обеспечения транспортной безопасности не соответствуют установленным требованиям; на объектах транспортной инфраструктуры не информированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности; не организовано проведение внешнего визуального осмотра зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критического элемента объекта транспортной инфраструктуры и (или) его границ обслуживающим персоналом (не реже одного раза в 24 часа), выявление нарушителей, совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры (5 мостов) находятся в собственности Находкинского городского округа и переданы на праве оперативного управления МУП «...» г.Находки, однако выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности является обязанностью как для собственника объекта, так и для МУП «...». Полагает, что поскольку объекты транспортной инфраструктуры переданы муниципальному предприятию, администрация не является субъектом транспортной инфраструктуры. Администрацией НГО принята муниципальная программа «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения НГО». Мероприятия по проведению дополнительной оценки уязвимости, обучению и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также их финансирование не предусмотрены муниципальной программой, соответственно, указанные расходы не подлежат финансированию из бюджета НГО. Администрации надлежит изыскать денежные средства путем изъятия из других муниципальных мероприятий программы либо из других муниципальных программ. Указанное свидетельствует о возможном подрыве экономической, бюджетной основы местного самоуправления, социальной сферы, затруднит ход выполнения других мероприятий программы, направленных на реализацию вопросов местного значения. Просит признать незаконным представление прокурора г.Находки Д.А. Стовбуна от 10 ноября 2017 года № об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму.
Представитель администрации НГО в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Прокурор не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что администрация НГО, будучи собственником объектов транспортной инфраструктуры (мостов), является субъектом транспортной инфраструктуры. Факт передачи указанных объектов в пользование МУП «...» на основании договора безвозмездного пользования не влечет за собой освобождение собственника объектов транспортной инфраструктуры от обязанностей по обеспечению транспортной безопасности. В договоре безвозмездного пользования на муниципальное предприятие не возложена обязанность обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, переданных в пользование.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации НГО ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя тоннели, эстакады, мосты.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу ч.1 ст.4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (ч.2.1 ст.5 Закона).
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (ч.1 ст.9 Закона).
Согласно п.9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года N 87, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а для акватории морского порта, в том числе при изменении границ акватории морского порта в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
В силу ч.1.1 ст.10 Закона о транспортной безопасности проверка сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.12.1 Закона подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч.8 ст.12.2 Закона технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 года N 924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства
Согласно п.6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: представлять на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности", и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности"; обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры; информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть; действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
Пунктом 13 установлены дополнительные к предусмотренным п.6 требования к субъектам транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры III категории.
Субъекты транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры IV категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны организовать проведение внешнего визуального осмотра зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критического элемента объекта транспортной инфраструктуры и (или) его границ обслуживающим персоналом (не реже одного раза в 24 часа), выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства (п.16 Требований).
По делу установлено, что прокуратурой г.Находки во исполнение поручения прокуратуры Приморского края проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Находкинского городского округа расположены 5 объектов транспортной инфраструктуры: «.... Указанные объекты транспортной безопасности находятся в собственности городского округа и переданы на праве оперативного управления МУП «...». Согласно уведомлению Росавтодора ОТИ ... присвоена 3 категория. Остальным объектам – 4 категория. Администрацией НГО не выполняются установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» и Требованиями по обеспечению транспортной безопасности обязанности в целях обеспечения транспортной безопасности указанных объектов: до настоящего времени дополнительная оценка уязвимости ОТИ в части, касающейся произошедших изменений, не проведена; не проведены проверки сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу; не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры; не представлен на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; имеющиеся на объекте технические средства обеспечения транспортной безопасности не соответствуют установленным требованиям; на ОТИ 4 категории не организовано проведение внешнего визуального осмотра зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критического элемента объекта транспортной инфраструктуры и (или) его границ обслуживающим персоналом (не реже одного раза в 24 часа), выявление нарушителей, совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства; не информированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на организацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в части, их касающейся.
По факту выявленных нарушений в адрес главы Находкинского городского округа прокурором г.Находки внесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму от 10 ноября 2017 года №.
Давая оценку указанным обстоятельствам и с учетом вышеназванных положений нормативных правовых актов удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация НГО, будучи собственником объектов транспортной инфраструктуры (мостов), является субъектом транспортной инфраструктуры; факт передачи объектов в пользование МУП «...» на основании договора безвозмездного пользования не влечет за собой освобождение собственника объектов транспортной инфраструктуры от обязанностей по обеспечению транспортной безопасности как субъекта транспортной инфраструктуры.
При этом, наличие выявленных прокурора в ходе проверки недостатков в обеспечении транспортной безопасности административный ответчик не оспаривает.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представление прокурором г.Находки было внесено в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и представленными ему полномочиями, не противоречит требованиям закона и прав и законных интересов административного истца не нарушает. Отсутствие в бюджете Находкинского городского округа расходов на решение вопросов местного значения не является основанием для признания представления об устранении нарушений законодательства от 10 ноября 2017 года незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация не является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку пользование объектами транспортной инфраструктуры осуществляется МУП «...», основан на неверном толковании норм материального права.
Исходя из условий договора безвозмездного пользования имуществом от 3 января 2006 года № ссудодатель (администрация НГО) имеет право осуществлять проверки сохранности и использования по целевому назначению имущества, переданного по настоящему договору. На ссудополучателя (МУП «...») обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не возложена.
То обстоятельство, что договор заключен до вступления в законную силу Закона № 16-ФЗ, не освобождает собственника объекта транспортной инфраструктуры от обязанности выполнения требований в области транспортной безопасности, предусмотренных данным законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Находкинского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи