Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 10.04.2018 |
Дата решения | 03.05.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Пилипенко Елена Викторовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | f442ac24-a071-332e-aacc-975d91781084 |
Судья Бузьская Е.В. дело № 33а-4030
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 мая 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В., Кудриной Я.Г.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Артема в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 12 февраля 2018 года, которым признано незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа по формированию, определению границ и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, возложении обязанности на администрацию Артемовского городского округа провести формирование и определение границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Артема обратился в суд с названным административным иском, указав, что по результатам проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что ответчик в нарушение требований статей 11.2, 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 16, 18,25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» бездействует и не принимает мер по отведению и межеванию земельного участка, расположенного в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, используемого под размещение кладбища, и постановки на государственный кадастровый учет такого земельного участка, в связи с чем главе Артемовского городского округа внесено представление об устранении нарушений закона. Ответчиком данные требования не исполнены.
Просит признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, обязать провести формирование и определение границ указанного земельного участка в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить его на государственный кадастровый учет течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора города Артема исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель администрации Артемовского городского округа возражала против удовлетворения заявленных требований
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Артемовского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что прокуратурой города Артема проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, которой установлено, что на территории Артемовского городского округа располагается 12 мест захоронения, закрепленных постановлением администрации Артемовского городского округа от 30 августа 2005 года № 53-па за специализированной службой по вопросам похоронного дела АМУП «...».
В генеральном плане Артемовского городского округа отражены сведения о границах мест погребений.
Органом местного самоуправления приняты меры к формированию 3 из 12 земельных участков, на которых размещаются места погребения: земельные участки кладбища «Шевелевское» (№, №) и земельный участок кладбища в селе Ясное (№).
Межевание земельных участков, на которых располагаются иные места погребения, в том числе в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, органом местного самоуправления не производилось, меры к постановке на государственный кадастровый учет таких земельных участков не принимались.
Удовлетворяя требования прокурора г. Артема, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Артемовского городского округа ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбища, расположенного в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, в части формирования и определения границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Ставя в административном исковом заявлении вопрос о возложении на административного ответчика обязанности провести формирование используемого под кладбище земельного участка и поставить этот участок на государственный кадастровый учет, прокурор говорит о незаконном бездействии органа местного самоуправления по исполнению возложенных на него законом обязанностей.
Однако, как усматривается из материалов дела, 30 ноября 2017 года главой Артемовского городского округа в адрес и.о. директора департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и в КГКУ УЗИ на территории Приморского края направлено заявление об изготовлении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков в соответствии с действующим законодательством в постоянное (бессрочное) пользование для размещения мест захоронения на территории Артемовского городского округа, в том числе в районе КГБУЗ «Городская больница № 1».
30 октября 2017 года в адрес ряда геодезических компаний Управлением муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа направлены запросы о предоставлении информации о стоимости выполнения кадастровых работ по формированию земельных участков для размещения кладбищ, в том числе в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, на которые получены ответы.
При этом судебная коллегия находит ошибочными выводы суда о том, что эти обстоятельства не опровергают доводов прокурора о незаконном бездействии, поскольку бездействием следует считать отсутствие вообще каких-либо действий, направленных на исполнение возложенных обязанностей.
С учетом принятия административным ответчиком мер по началу процедуры формирования земельного участка под кладбище в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа и отсутствия в действующем законодательстве указаний на конкретные сроки, в которые должны быть сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, используемые для размещения мест погребения, выводы суда о незаконном бездействии административного ответчика являются преждевременными.
Помимо этого из представленной суду информации следует, что постановлением администрации Артемовского городского округа от 5 апреля 2017 года № 456-па утверждена муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Артемовского городского округа на 2017 - 2019 годы», одним из ожидаемых конечных результатов реализации которой является увеличение доли территорий, в отношении которых подготовлены проекты планировок и проектов межевания, к общему количеству территорий, планируемых к проектированию в 2017-2019 годах, до 100%. Сроки реализации программы - 2017-2019 годы, и на сегодняшний день эти сроки не истекли.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела довод прокурора о допущенном органом местного самоуправления незаконном бездействии по формированию, определению границ и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, не нашел своего подтверждения.
Доказательств нарушения бездействием администрации Артемовского городского округа прав и законных интересов неопределенного круга лиц не представлено. Как установлено в суде апелляционной инстанции, кладбище в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа не является действующим.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа по формированию, определению границ и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в районе КГБУЗ «Городская больница № 1» Артемовского городского округа, в связи с чем, решение Артемовского городского суда Приморского края подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 12 февраля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Артема в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – отказать.
Председательствующий
Судьи