Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 10.04.2018 |
Дата решения | 03.05.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кудрина Яна Геннадьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9fb3a8d6-137d-3fe6-9efd-8e0c39e5db45 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 мая 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Дальнегорска в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.Дальнегорска, администрацию Дальнегорского городского округа по апелляционной жалобе администрации Дальнегорского городского округа на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 22 января 2018 года, которым требования прокурора г.Дальнегорска удовлетворены: на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.Дальнегорска возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности путем размещения в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.Дальнегорска на путях эвакуации направляющих линий и стрелок, сигнальной разметки с чередующимися зигзагообразными полосами (елочка) зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненные из фотолюминесцентных материалов, и относящиеся к фотолюминесцентной системе и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 в течение 6 месяцев со дня поступление денежных средств на указанные цели; на администрацию Дальнегорского городского округа возложена обязанность профинансировать указанные работы в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации Дальнегорского городского округа – Игумновой Н.О., прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г.Дальнегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой г.Дальнегорска была проведена проверка готовности образовательных организаций Дальнегорского городского округа к началу нового учебного года, по результатам которой в МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска на путях эвакуации отсутствуют направляющие линии и стрелки, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами (елочка) зеленого или желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненные из фотолюминесцентных материалов, и относящиеся к фотолюминесцентной системе (ФЭС). По факту выявленных нарушений прокуратурой директору МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска 1 сентября 2017 года внесено представление, которое 20 сентября 2017 года рассмотрено. До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в школе не устранены, что нарушает права учащихся образовательного учреждения, их законных представителей, а также работников учреждения на безопасное нахождение в образовательном учреждении, может повлечь возникновение пожара. Обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска, а обязанность по финансированию образовательного учреждения – на администрацию Дальнегорского городского округа. Просит возложить на МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности путем размещения в МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска на путях эвакуации направляющих линий и стрелок, сигнальной разметки с чередующимися зигзагообразными полосами (елочка) зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненные из фотолюминесцентных материалов, и относящиеся к фотолюминесцентной системе в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 в течение 6 месяцев со дня поступление денежных средств на указанные цели; возложить на администрацию Дальнегорского городского округа обязанность профинансировать указанные работы в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители администрации Дальнегорского городского округа, МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Дальнегорского городского округа ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности на администрацию Дальнегорского городского округа в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
В силу ч.1 ст.6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст.53 Закона каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию (ч.1 ст.84 Закона).
Согласно п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (п.43 Правил).
В соответствии с п.5.1.1 "ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" сигнальные цвета необходимо применять для знаков безопасности, сигнальной разметки, планов эвакуации и других визуальных средств обеспечения безопасности; обозначения пути эвакуации.
Знаки пожарной безопасности (таблица К.1), размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности (таблица Л.1) и знак безопасности ЕС 01 (таблица Л.2) должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов в соответствии с 8.2 либо иметь внутреннее или внешнее освещение от автономного или аварийного источника питания (п.6.1.4).
Знаки безопасности, являющиеся частью фотолюминесцентных эвакуационных систем, должны быть изготовлены на основе фотолюминесцентных материалов (фотолюминесцентные знаки безопасности) в соответствии с 8.2 (п.6.2.6).
Сигнальную разметку выполняют с применением несветящихся, световозвращающих, фотолюминесцентных материалов или их комбинации (п.7.1.4).
В силу п.4.1 «ГОСТ Р 12.2.143-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» ФЭС должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.
ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных компонентов, включающих направляющие линии, предупреждающие знаки и указатели направления. При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти компоненты заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все компоненты заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету.
ФЭС включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие: пути эвакуации; эвакуационные двери (аварийные выходы); опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации; места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи; объекты оперативного опознания.
Сигнальную разметку с чередующимися и зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов применяют для обозначения границ безопасного движения и в составе направляющих линий (полос) для дополнительного указания направления к выходу (п.5.3.9).
По делу установлено, что прокуратурой г.Дальнегорска проведена проверка соблюдения избирательного законодательства, законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности муниципальными учреждениями образования и культуры при размещении на их территории избирательных участков.
Согласно представленных ОНДиПР Дальнегорского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю сведений в МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска на путях эвакуации отсутствуют направляющие линии и стрелки, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами (елочка) зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненные из фотолюминесцентных материалов и относящиеся к фотолюминесцентной системе (ФЭС), монтаж которой осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ.
По факту выявленных нарушений директору МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска внесено представление об устранений нарушений закона от 1 сентября 2017 года №.
По результатам рассмотрения указанного представления директор МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска сообщил, что проект фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС) подготовлен и находится в учреждении. Финансирование по монтажу данной системы запланировано на последующие годы согласно графику и противопожарной программе для муниципальных образовательных учреждений Дальнегорского городского округа, которая разработана и утверждена Управлением образования и администрацией Дальнегорского городского округа. Администрация МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска в соответствии с представлением прокуратуры обратится с ходатайством о выделении финансирования установки ФЭС.
Однако до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены, доказательства обратного административными ответчиками не представлены.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает существенную угрозу для жизни учащихся, их представителей, а также работников образовательного учреждения в случае возникновения пожара.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска, а обязанность по финансированию образовательного учреждения – на администрацию Дальнегорского городского округа, поскольку в соответствии с п.1.3 Устава учредителем и собственником имущества МОБУ «СОШ № 8» г.Дальнегорска является Дальнегорский городской округ, а согласно ст.38 Федерального закона 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Дальнегорского городского округа не может нести ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, является необоснованным, поскольку ст.15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно ч.1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
С учетом вышеизложенных норм на администрации ДГО как учредителе образовательного учреждения и лице, ответственном за формирование бюджета муниципального образования, лежит обязанность осуществлять финансирование устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дальнегорского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи