Дело № 33а-4027/2018, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Приморский краевой суд (Приморский край)
Дата поступления 10.04.2018
Дата решения 03.05.2018
Категория дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Пилипенко Елена Викторовна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 68b0749a-17c4-3044-a98d-fbf1094d596a
Стороны по делу
Истец
*.*. ****. *.*-******
Ответчик
**** "*** "* *"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Ядвига Е.П. дело № 33а-4027

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 мая 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Пилипенко Е.В., Кудриной Я.Г.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Дальнегорска к МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска, администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности по апелляционной жалобе администрации Дальнегорского городского округа на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 21 февраля 2018 года, которым на МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности путем размещения в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска на путях эвакуации направляющих линий и стрелок, сигнальной разметки с чередующимися зигзагообразными полосами (елочками) зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненных из фотолюминесцентных материалов и относящихся к фотолюминесцентной системе в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств на указанные цели; возложена обязанность на администрацию Дальнегорского городского округа профинансировать указанные работы в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав представителя администрации Дальнегорского городского округа Игумновой Н.О., возражения представителя Управления образования администрации Дальнегорского городского округа Безруковой К.К. и прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Исполняющий обязанности прокурора города Дальнегорска обратился в суд с названным административным иском, указав, что прокуратурой города Дальнегорска проведена проверка готовности образовательных организаций Дальнегорского городского округа к началу нового учебного года, по результатам которой в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По факту выявленных нарушений прокуратурой города директору образовательного учреждения внесено представление, которое рассмотрено, но до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены, что нарушает права учащихся образовательного учреждения, их законных представителей, а также работников учреждения на безопасное нахождение в образовательном учреждении. Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение требований пожарной безопасности, может повлечь возникновение пожара, что является угрозой для жизни и здоровья граждан. Из устава МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска, утвержденного постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 1 декабря 2015 года № 708-па, следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Дальнегорский городской округ, полномочия и функции учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации Дальнегорского городского округа. Согласно Уставу учреждения собственник имущества закрепляет за учреждением землю, здания, сооружения, имущество, оборудование. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. Финансирование учреждения осуществляется на основе субсидий, предоставляемых учреждению из бюджета Дальнегорского городского округа.

Просит возложить обязанность на МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска устранить нарушения требований пожарной безопасности путем размещения в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска на путях эвакуации направляющих линий и стрелок, сигнальной разметки с чередующимися зигзагообразными полосами (елочками) зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненных из фотолюминесцентных материалов и относящихся к фотолюминесцентной системе в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств на указанные цели; возложить обязанность на администрацию Дальнегорского городского округа по финансированию указанных работ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора города Дальнегорска поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска с исковыми требованиями не согласился.

Представитель административного ответчика администрации Дальнегорского городского округа полагала, что обязанность по финансированию указанных прокурором работ должна быть возложена на Управление образования администрации Дальнегорского городского округа.

Представитель Управления образования администрации Дальнегорского городского округа пояснила, что в соответствии с приказом № 434-а от 8 декабря 2017 года « Об утверждении распределений субсидий, финансируемых из средств местного бюджета муниципальным образовательным учреждениям на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы» запланировано финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных общеобразовательных учреждениях (установка ФЭС). МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска включено в данную программу финансирования на 2020 год.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Дальнегорского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на администрацию Дальнегорского городского округа обязанности по финансированию мероприятий по размещению фотолюминесцентной системы.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Нормами части 7 статьи 28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.

В статье 53 Технического регламента указано, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Способы оповещения людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях содержатся в статье 84 вышеназванного закона.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний, введенному в действие приказом Росстандарта от 10 июня 2016 года № 614-ст, назначение сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки состоит в обеспечении однозначного понимания определенных требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба без применения слов или с их минимальным количеством.

Согласно пункту 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов.

В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 года № 260-ст, фотолюминесцентная эвакуационная система должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.

Согласно пунктам 1.1-1.3 Устава МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», утвержденного постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 1 декабря 2015 года № 708-па, школа является муниципальным бюджетным образовательным учреждением Дальнегорского городского округа; учредителем МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» является Дальнегорский городской округ. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации Дальнегорского городского округа. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени учредителя исполняет Управлением муниципальным имуществом администрации Дальнегорского городского округа.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Дальнегорска проведена проверка готовности образовательных организаций Дальнегорского городского округа к началу нового учебного года, по результатам которой в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что выявленное в ходе проверки нарушение требований пожарной безопасности в виде отсутствия на путях эвакуации направляющих линий и стрелок, сигнальной разметки с чередующимися зигзагообразными полосами (елочками) зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненных из фотолюминесцентных материалов, и относящихся к фотолюминесцентной системе (ФЭС) в соответствии с нормативными требованиями, свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью людей вследствие отсутствия указаний на пути эвакуации при возможном возникновении пожара в эксплуатируемом здании.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Дальнегорска обязано разместить на путях эвакуации направляющие линии и стрелки, сигнальные разметки с чередующимися зигзагообразными полосами (елочками) зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, выполненные из фотолюминесцентных материалов и относящиеся к фотолюминесцентной системе в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, а администрация Дальнегорского городского округа обеспечить для этого соответствующее финансирование.

Доводы апелляционной жалобы администрации Дальнегорского городского округа о том, что обязанность по финансированию указанных работ должна быть возложена на Управление образования администрации Дальнегорского городского округа, были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется. Финансирование учреждения осуществляется на основе субсидий, предоставляемых ему из бюджета Дальнегорского городского округа. Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края обязана обеспечить его надлежащее материально-техническое оснащение.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 21 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дальнегорского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Приморский краевой суд (Приморский край) на 10.04.2018:
Дело № 4Г-829/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-830/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-831/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-832/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-818/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-819/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-820/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-3974/2018, апелляция
  • Дата решения: 08.05.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кравченко Анастасия Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4Га-821/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-4034/2018, апелляция
  • Дата решения: 03.05.2018
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кудрина Яна Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-577/2018, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-490/2018, апелляция
  • Дата решения: 08.05.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кубатова Оксана Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-489/2018, апелляция
  • Дата решения: 08.05.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кубатова Оксана Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-574/2018, надзор
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-211/2018, апелляция
  • Дата решения: 16.04.2018
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Тымченко Александр Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-488/2018, апелляция
  • Дата решения: 16.05.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Королева Елена Витальевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-491/2018, апелляция
  • Дата решения: 16.05.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Королева Елена Витальевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-495/2018, апелляция
  • Дата решения: 16.05.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Королева Елена Витальевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-496/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.05.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Судницына Светлана Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-497/2018, апелляция
  • Дата решения: 16.05.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Королева Елена Витальевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2105/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.05.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жукова Ирина Павловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-806/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-807/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-803/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-808/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-812/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-800/2018 [44У-119/2018], кассация
  • Дата решения: 04.06.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Демидова (Пятакова) Елена Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-801/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-802/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-2099/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.05.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Большакова Елена Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/2-64/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 18.04.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Любенко Светлана Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/2-62/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 12.04.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Железнов Евгений Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/2-63/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 16.04.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Любенко Светлана Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/12-61/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 16.04.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Любенко Светлана Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ