Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 10.04.2018 |
Дата решения | 03.05.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кудрина Яна Геннадьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | c0eb1802-6507-35e8-9843-85ba8b973aea |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 мая 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] района г.Владивостока в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации г.Владивостока по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение [СКРЫТО] районного суда г.Владивостока от 29 января 2018 года, которым требования прокурора г.Владивостока удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации г.Владивостока, МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» по неустранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. На администрацию г.Владивостока возложена обязанность профинансировать проведение работ: по ремонту потолка во второй младшей группе «Матрешка» в соответствии с п.п. 5.4, 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по созданию во всех 6 группах, во всех раздевальных условий для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с п.п.4.13, 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию туалетных комнат всех 6 групп раковинами для мытья рук персонала в соответствии с п.п. 6.16.2, 6.216.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене столовой посуды на соответствующую требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 п.13.13; по оборудованию классных досок специальной подсветкой во всех группах в соответствии с п.6.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; по ремонту раковины для мытья рук персонала в горячем цеху пищеблока в соответствии с п.13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене кафельной плитки в горячем цеху пищеблока и подтирочной на соответствующую требованиям п.5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию территории шести игровых площадок спортивными формами; по оборудованию игровых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков; по ремонту асфальтового покрытия территории дошкольного учреждения; по оборудованию всех игровых, а также в спальных комнатах 2-х младших «А» и «Б» групп солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов; по замене оконной конструкции, которая имеет трещины по всему периметру; по приобретению на площадку с твердым бытовым покрытием контейнеров для мусора с плотно закрывающимися крышками, изготовленных из материалов, безвредных для здоровья детей. На МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» возложена обязанность освоить выделенные администрацией г.Владивостока денежные средства и провести работы: по ремонту потолка во второй младшей группе «Матрешка» в соответствии с п.п. 5.4, 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по созданию во всех 6 группах, во всех раздевальных условий для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с п.п.4.13, 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию туалетных комнат всех 6 групп раковинами для мытья рук персонала в соответствии с п.п. 6.16.2, 6.216.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене столовой посуды на соответствующую требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 п.13.13; по оборудованию классных досок специальной подсветкой во всех группах в соответствии с п.6.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; по ремонту раковины для мытья рук персонала в горячем цеху пищеблока в соответствии с п.13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене кафельной плитки в горячем цеху пищеблока и подтирочной на соответствующую требованиям п.5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию территории шести игровых площадок спортивными формами; по оборудованию игровых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадок; по ремонту асфальтового покрытия территории дошкольного учреждения; по оборудованию всех игровых, а также в спальных комнатах 2-х младших «А» и «Б» групп солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов; по замене оконной конструкции, которая имеет трещины по всему периметру; по приобретению на площадку с твердым бытовым покрытием контейнеров для мусора с плотно закрывающимися крышками, изготовленных из материалов, безвредных для здоровья детей.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения прокурора Кольцовой М.Ю., представителя администрации г.Владивостока – Махно П.А., представителя МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» - Церро М.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор [СКРЫТО] района г.Владивостока в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что при проведении проверки деятельности МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» совместно со специалистом управления Роспотребнадзора по Приморскому краю выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В нарушение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 территория дошкольного учреждения находится в неудовлетворительном состоянии, многочисленные выбоины, разломы. Игровые всех 6 групп и в 2-х спальнях оконные проемы не оборудованы солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов. Отсутствует детская мебель, регулируемая по высоте в игровой «Б», младшей «А» и «Б» групп. Ограждение по периметру территории имеет существенные повреждения. С учетом уточненных требований просит: возложить на администрацию г.Владивостока обязанность профинансировать МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» на проведение работ: по ремонту потолка во второй младшей группе «Матрешка» в соответствии с п.п. 5.4, 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по созданию во всех 6 группах, во всех раздевальных условий для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с п.п.4.13, 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию туалетных комнат всех 6 групп раковинами для мытья рук персонала в соответствии с п.п. 6.16.2, 6.216.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене столовой посуды на соответствующую требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 п.13.13; по оборудованию классных досок специальной подсветкой во всех группах в соответствии с п.6.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; по ремонту раковины для мытья рук персонала в горячем цеху пищеблока в соответствии с п.13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене кафельной плитки в горячем цеху пищеблока и подтирочной на соответствующую требованиям п.5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию территории шести игровых площадок спортивными формами; по оборудованию игровых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадок; по ремонту асфальтового покрытия территории дошкольного учреждения; по оборудованию всех игровых, а также в спальных комнатах 2-х младших «А» и «Б» групп солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов; по замене оконной конструкции, которая имеет трещины по всему периметру; по приобретению на площадку с твердым бытовым покрытием контейнеров для мусора с плотно закрывающимися крышками, изготовленных из материалов, безвредных для здоровья детей; признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» по неустранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства; возложить на МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» обязанность освоить выделенные администрацией г.Владивостока денежные средства и провести работы: по ремонту потолка во второй младшей группе «Матрешка» в соответствии с п.п. 5.4, 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по созданию во всех 6 группах, во всех раздевальных условий для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с п.п.4.13, 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию туалетных комнат всех 6 групп раковинами для мытья рук персонала в соответствии с п.п. 6.16.2, 6.216.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене столовой посуды на соответствующую требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 п.13.13; по оборудованию классных досок специальной подсветкой во всех группах в соответствии с п.6.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; по ремонту раковины для мытья рук персонала в горячем цеху пищеблока в соответствии с п.13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; по замене кафельной плитки в горячем цеху пищеблока и подтирочной на соответствующую требованиям п.5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; по оборудованию территории шести игровых площадок спортивными формами; по оборудованию игровых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадок; по ремонту асфальтового покрытия территории дошкольного учреждения; по оборудованию всех игровых, а также в спальных комнатах 2-х младших «А» и «Б» групп солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов; по замене оконной конструкции, которая имеет трещины по всему периметру; по приобретению на площадку с твердым бытовым покрытием контейнеров для мусора с плотно закрывающимися крышками, изготовленных из материалов, безвредных для здоровья детей.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации г.Владивостока не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что какие-либо средства по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями администрации г.Владивостока предусмотреть не представляется возможным, т.к. администрация не выдает муниципальные задания учреждениям образования и не является для них главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа. На лицевом счете учреждения, открытом в управлении финансов администрации г.Владивостока, по состоянию на 31 декабря 2016 года остатки неиспользованных денежных средств составили 236732,89 руб. и по состоянию на 1 января 2017 года – 128978,97 руб. Муниципальные бюджетные учреждения г.Владивостока являются самостоятельными муниципальными заказчиками, осуществляющими размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством. В 2017 году МБДОУ № 18 выделены денежные средства Владивостокского городского округа в размере 162000 руб. на приобретение шкафов для хранения верхней одежды и обуви детей, выделены субсидии из федерального бюджета в размере 52000 руб. на приобретение детской мебели, регулируемой по высоте. В 2015 году за счет средств федерального бюджета в МБДОУ № 18 была приобретена детская мебель, регулируемая по высоте, на сумму 46758 руб., в 2016 году – на сумму 41180 руб. Частичный ремонт ограждения выполнен в 2015 году в соответствии с договором от 28 апреля 2015 года. Оборудование оконных проемов в игровых всех 6 групп, а также в спальнях 2-х младших «А» и «Б» групп планируется выполнить в срок до 31 декабря 2017 года. Заключен договор на поставку посуды. Было пожертвование на приобретение жалюзи. Ремонт в группе «А» и «Б» проведен. На внутренней стороне окна трещина отсутствует, не угрожает жизни и здоровью. На территории учреждения имеется площадка с мусорными контейнерами с плотно закрывающейся крышкой. Заявка на выполнение работ поступила после проведения проверки и утверждения бюджета.
Представитель МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» пояснила, что заявки на работу по оборудованию досок специальной подсветкой, ремонту раковины для мытья рук персонала в горячем цеху пищеблока, замене кафельной плитки, оборудованию территории игровых площадок спортивными формами, теневыми навесами, ремонту асфальтового покрытия, приобретению контейнеров для мусора имеются. Ремонт потолка будет произведен в летний период. Установить сушилку в помещении раздевалки не представляется возможным. На сегодняшний день посуда заменена. Во всех игровых комнатах установлены жалюзи.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации г.Владивостока ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что прокуратурой [СКРЫТО] района г.Владивостока по обращению законных представителей несовершеннолетних, посещающих МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно: территория дошкольного учреждения находится в неудовлетворительном состоянии, многочисленные выбоины, разломы; игровые всех 6 групп, а также спальные комнаты 2-х младших «А» и «Б» групп, оконные проемы не оборудованы солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов; линолеумное покрытие пола в игровых средних «А» и «Б», 2-й младшей «А» групп находятся в неудовлетворительном состоянии – следы от механических повреждений, разрывы, дыры, что не позволяет проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств в полном объеме; отсутствует детская мебель, регулируемая по высоте, в игровых «А» и «Б», подготовительной, 2-х младших «А» и «Б» групп; ограждение по периметру территории имеет существенные повреждения.
Данные нарушения выявлялись в ходе ранее проведенных управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю проверок, в связи с чем 10 марта 2015 года заведующему МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» выдано предписание со сроком исполнения до 1 февраля 2016 года.
В связи с неисполнением предписания заведующий МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» привлечен к административной ответственности.
2 ноября 2016 года и.о. главы г.Владивостока внесено представление № об устранений нарушений требований действующего законодательства.
Согласно ответу от 9 декабря 2016 года, в 2015 году проводился частичный ремонт ограждения территории. При разработке программы «Развитие образования г.Владивостока» на 2019 и последующие годы будут учтены работы по устройству ограждения территории МДБОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока». Работы по восстановлению асфальтового покрытия территории включены в проект бюджета ВГО на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов. За счет средств ВГО заменено линолеумное покрытие пола в игровом помещении средней группы «А», в помещениях средней группы «Б», 2-ой младшей группы «А» произведен частичный ремонт линолеумного покрытия. Приобретена детская мебель, регулируемая по высоте, в подготовительную группу и среднюю группу «А», оборудование оконных проемов игровых 6 групп, спальных помещений 2-х младших групп «А» и «Б» солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов и замена детской мебели в средней группу «Б» и 2-х младших «А» и «Б» запланированы на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы.
Актом проверки от 20 сентября 2017 установлено, что на территории шести игровых площадок отсутствуют (демонтированы) теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков; игровые площадки всех групп не укомплектованы достаточным количеством малых игровых и спортивных форм; асфальтовое покрытие на территории дошкольного учреждения находится в неудовлетворительном состоянии; в игровых всех 6 групп, а также в спальных 2-х младших «А» и «Б» группах оконные проемы не оборудованы солнцезащитными устройствами типа жалюзи или шторами светлых тонов; нарушена целостность ограждения по периметру; оконная конструкция на первом этаже имеет трещину по всему периметру; на мусорных контейнерах отсутствуют крышки.
21 ноября 2017 года экспертом отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю при проведении совместных проверочных мероприятий с прокуратурой [СКРЫТО] района г.Владивостока выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.1.3049-13: асфальтовое покрытие при входе на участок дошкольного учреждения имеет множественные выбоины, неровности; отсутствуют теневые навесы на участке дошкольной организации, которые предназначены для защиты детей от солнца и осадков; не оборудованы игровые площадки для детей с учетом их росто-возрастных особенностей (горки, качели, лесенки); во всех 6 группах во всех раздевальных не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей; наблюдается отслойка штукатурного слоя на потолке 2-ой младшей группе «Матрешки»; в туалетных комнатах всех 6 групп в умывальной зоне отсутствуют раковины для мытья рук персонала; в игровом помещении имеется разбитое стекло; столовая посуда (тарелки, блюдца, салатники) имеют множественные повреждения (сколы, отбитые края); во всех группах классные доски, которые используются для занятий с детьми, не имеют собственного свечения и не оборудованы специальной подсветкой; во 2-ой младшей группе «Матрешки» в раздевальной и игровой средней группы «Лучики», «Светлячок» линолеумное покрытие пола имеет повреждения, что не позволяет выполнить качественную уборку помещения с применением моющих и дезинфицирующих средств; не проводится уборка групповых всех 6 групп влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств; внутренняя отделка стен в горячем цехе пищеблока и постирочной выполнены из кафельной плитки, которая имеет множественные повреждения (сколы, трещины); в пищеблоке в горячем цеху раковина для мытья рук персонала находится в неисправном состоянии.
Доказательств устранения указанных нарушений административными ответчиками представлено не было.
Рассмотрев административные исковые требования прокурора к администрации г.Владивостока, МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, их территории, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств; бездействие администрации г.Владивостока и МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 18 г.Владивостока» по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства является незаконным.
Между тем, удовлетворяя административный иск прокурора к администрации г.Владивостока, МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока», суд первой инстанции не учел следующее.
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 18 г.Владивостока» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансируемым из средств бюджета Владивостокского городского округа (включая затраты на проведение текущих и капитальных ремонтных работ, приобретение оборудования, мебели, спортивного инвентаря и пр.).
В соответствии с приложениями №№ 8, 13 муниципального правового акта города Владивостока от 5 декабря 2016 года N 304-МПА "О бюджете Владивостокского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям в рамках подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования" на 2014 - 2019 годы осуществляет главный распорядитель бюджетных средств Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока.
В силу п.1.1 Положения об управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока, утвержденного Решением Думы г.Владивостока от 29 августа 2012 года N 903, Управление по работе с муниципальными (бюджетными, автономными) учреждениями образования администрации города Владивостока (далее - Управление) является органом администрации города Владивостока, осуществляющим в пределах своих полномочий управление в сфере образования на территории Владивостокского городского округа.
Управление осуществляет функции главного администратора доходов, главного распорядителя и получателя средств бюджета Владивостокского городского округа, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на Управление функций (п.1.2).
Управление является юридическим лицом, созданным в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.1.7).
В соответствии с п.1.6 Устава МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока» учредителем и собственником имущества Учреждения является Владивостокский городской округ в лице администрации г.Владивостока. Функции и полномочия Учредителя от имени администрации г.Владивостока осуществляются уполномоченным органом, обладающим полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в отношении Учреждения.
Кроме того, как пояснила в судебном заседании представитель МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида г.Владивостока», частично денежные средства на устранение выявленных в учреждении нарушений санитарных норм и правил поступают из краевого бюджета.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что рассмотрение данного дела без привлечения к участию в качестве соответчика Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока и соответствующего департамента администрации Приморского края не может быть полным и всесторонним.
В соответствии с ч.1 ст.310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права и вышеуказанных положений КАС РФ решение суда подлежит отмене с передачей дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует установить круг лиц, подлежащих привлечению при рассмотрении данного дела, проверить, разработана ли и утверждена ли программа «Развитие образования г.Владивостока» на последующие годы и какие из перечисленных прокурором работ включены в эту программу, предусмотрены ли бюджетом ВГО денежные средства на устранение выявленных в дошкольном учреждении недостатков и в связи с чем они должны быть устранены ранее предусмотренных бюджетом либо программой сроков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда г.Владивостока от 29 января 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Владивостока.
Председательствующий
Судьи