Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 18.02.2020 |
Дата решения | 11.03.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Судницына Светлана Петровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 484fa6b1-abdc-3596-a386-6215c7142671 |
Судья Сундюкова М.Ю. Дело № 33а-2195
25RS0013-01-2019-000897-22
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 марта 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.
судей Судницыной С.П. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Ю.В., Чумаченко М.П., Рассказо Л.Н., Чумаченко И.А. к администрации [СКРЫТО] городского округа Приморского края об оспаривании бездействия, возложении обязанностей по апелляционной жалобе администрации [СКРЫТО] городского округа на решение [СКРЫТО] городского суда Приморского края от 10 октября 2019 года, которым административные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации [СКРЫТО] городского округа Приморского края в части непринятия решения о сроках отселения [СКРЫТО] Ю.В., Чумаченко М.П., Рассказо Л.Н., Чумаченко И.А., на администрацию [СКРЫТО] городского округа Приморского края возложена обязанность в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о сроках отселения [СКРЫТО] Ю.В., Чумаченко М.П., Рассказо Л.Н., Чумаченко И.А. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> путем принятия соответствующего распоряжения; с администрации [СКРЫТО] городского округа Приморского края в пользу [СКРЫТО] Ю.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы по составлению искового заявления 5000 рублей.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
административные истцы [СКРЫТО] Ю.В., Чумаченко М.П., Рассказо Л.Н., Чумаченко И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации [СКРЫТО] городского округа по принятию решений, связанных с обеспечением прав граждан в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Просили признать незаконным бездействие администрации [СКРЫТО] городского округа, выразившееся в непринятии решения о сроках отселения [СКРЫТО] Ю.В., Чумаченко И.А., Чумаченко М.П., Рассказо Л.H. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Обязать административного ответчика принять решение о сроках их отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, путем принятия соответствующего распоряжения. Взыскать с административного ответчика в пользу [СКРЫТО] Ю.В, понесенные судебные расходы по составлению административного искового заявления в размере 7000 руб. и по оплате госпошлины при обращении в суд в размере 300 руб.
В судебном заседании представитель [СКРЫТО] Ю.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
[СКРЫТО] Ю.В., Чумаченко И.А., Чумаченко М.П., Рассказо Л.Н., извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика, а также представителя межведомственной комиссии при администрации [СКРЫТО] городского округа.
В письменных возражениях представитель администрации [СКРЫТО] городского просил отказать истцам в удовлетворении требований, поскольку спорный объект недвижимости в региональную или иную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включён, так как в программу по «Переселению граждан из аварийного жилого фонда [СКРЫТО] городского округа» вошли дома, признанные в установленном порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как жилой дом <адрес>, признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, поэтому включению в программу не подлежал. Реализацию региональной адресной программы планируется осуществлять с участием средств государственной корпорации - Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Администрацией Приморского края произведены меры по разработке региональной адресной программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с обеспечением устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Приморском крае на 2019-2026 годы. В связи с тем, что в региональную программу по переселению граждан дом не включен, не может быть принято решение о сроках отселения, путем принятия соответствующего распоряжения.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации [СКРЫТО] городского округа просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как следует из анализа вышеназванных норм, определение срока сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц входит в компетенцию органа местного самоуправления, к его же компетенции отнесено издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц. При этом установление срока для сноса дома, признанного аварийным, само по себе имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме, либо других благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности. Указанное решение направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище как лиц, занимающих в данном многоквартирном жилом доме помещения на основании договора социального найма, так и собственников жилых помещений.
Судом установлено, что административные истцы являются собственниками квартир №№ № 3 расположенных по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, до настоящего времени каких-либо действий со стороны администрации [СКРЫТО] городского округа по переселению истцов из указанного аварийного жилого дома не последовало.
Указанный жилой дом не включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилья.
Удовлетворяя исковые требования и признавая бездействие администрации [СКРЫТО] городского округа незаконным, суд обоснованно исходил из пункта 3 и пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ и пришел к выводу о том, что ответчиком не выполнены требования закона, направленные на обеспечение жилищных прав граждан жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с разделом II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Установив, что решение о сроках отселения граждан из данного дома в установленные законом сроки не принято, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении жилищных прав истцов, которые должны быть восстановлены.
При таких обстоятельствах возложение на администрацию обязанности принять решение о сроках отселения истцов из указанного многоквартирного жилого дома соответствует требованиям пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Ссылки в апелляционной жалобе на утверждение администрацией Приморского края региональной программы по переселению из аварийного жилья, а также на реализацию названной программы на условиях софинансирования из бюджетов разных уровней, не влекут отмену решения, поскольку жилой дом истцов не включен ни в одну из программ по переселению граждан из аварийного жилья.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] городского суда Приморского края от 10 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации [СКРЫТО] городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи