Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 07.02.2022 |
Дата решения | 02.03.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Украинцева Светлана Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 19fc26dc-75ee-327e-a7f3-632b6a3fd1ea |
Судья Алексеев Д.А. Дело № 33а-2040/2022
25RS0010-01-2021-003695-64
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е2 марта 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Горпенюк О.В. и Новожиловой И.Н.
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и.о. прокурора г.Находка к администрации Находкинского городского округа Приморского края о возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Ляшенко Ю.В. на решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 ноября 2021 года, которым исковое заявление и.о. прокурора г.Находки удовлетворено: на администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность обеспечить земельные участки, предоставленные в рамках реализации Закона Приморского края от 08 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», расположенные на территории, ограниченной жилой застройкой ТПК «Ирна», территории СНТ «Приморец», ЖСК «Залив Тунгус», обходной магистралью г.Находка, №кадастрового квартала 25:31:010305; территории, ограниченной ул. Светлой, ул. Набережной и магистральной дорогой Ливадия-Душкино в п.Среднем, № кадастрового квартала 25:31:050005; территории, ограниченной автодорогой Душкино – Ливадия и границей зоны сельхоз. использования в п. Ливадия», № кадастрового квартала 25:31:040401; территории, ограниченной автодорогой Душкино – Ливадия ул.Подсобной в п.Средний и ул.Колхозной в п.Авангард, № кадастрового квартала 25:31:040401; территории, ограниченной ул. Спортивной, ул.Батарейной, ул.Простоквашино, №кадастрового квартала 25:31:010207; территории, ограниченной ул.Загородной, ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО «Дальрыбснаб», № кадастрового квартала 25:31:010207; территории, ограниченной береговой линией оз. Лебединого, дорогой на ДОЛ «Антарес» и дорогой Владивосток – Находка, № кадастрового квартала 25:31:010301; территории, ограниченной ул. Космической, ул. Звездной, ул.Суханова, границами малоэтажной жилой застройки г.Находка, № кадастрового квартала 25:31:010405; территории, ограниченной ул.Рождественской, ул.Жемчужной в г. Находка», № кадастрового квартала 25:31:010206; территории районов п. Ливадия, п. Врангель, № кадастрового квартала 25:31:050004, 25:31:070003; необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя администрации Находкинского городского округа Ляшенко Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы прокурора Бекетовой В.А., судебная колегия
у с т а н о в и л а:
и.о. прокурора г. Находки Бакарева Т.В., обращаясь в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой., указала, что по результатам проведенной проверки соблюдения администрацией Находкинского городского округа законодательства по предоставлению земельных участков, гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае, выявлены нарушения законодательства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено, что основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
В целях реализации указанного закона на территории Находкинского городского округа действует подпрограмма «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», которая входит в состав муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611. К числу территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесены следующие территории: территория, ограниченная жилой застройкой ТПК «Ирна», территория СНТ «Приморец», ЖСК «Залив Тунгус», обходной магистралью г.Находка, №кадастрового квартала 25:31:010305; территория, ограниченная ул.Светлой, ул. Набережной и магистральной дорогой Ливадия – Душкино в п.Среднем, №кадастрового квартала 25:31:050005; территория, ограниченная автодорогой Душкино – Ливадия и границей зоны сельхоз. использования в п. Ливадия», № кадастрового квартала 25:31:040401; территория, ограниченная автодорогой Душкино – Ливадия ул.Подсобной в п.Средний и ул.Колхозной в п.Авангард, № кадастрового квартала 25:31:040401; территория, ограниченная ул.Спортивной, ул.Батарейной, ул.Простоквашино, №кадастрового квартала 25:31:010207; территория, ограниченная ул.Загородной, ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО «Дальрыбснаб», № кадастрового квартала 25:31:010207; территория, ограниченная береговой линией оз. Лебединого, дорогой на ДОЛ «Антарес» и дорогой Владивосток – Находка, № кадастрового квартала 25:31:010301; территория, ограниченная ул.Космической, ул.Звездной, ул.Суханова, границами малоэтажной жилой застройки г.Находка, № кадастрового квартала 25:31:010405; территория, ограниченная ул.Рождественской, ул.Жемчужной в г.Находка», №кадастрового квартала 25:31:010206; территории районов п.Ливадия, п.Врангель, №кадастрового квартала 25:31:050004, 25:31:07000. Проведенной проверкой установлено, что указанные территории, на которых расположены земельные участки, не обеспечены необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение. На реализацию мероприятий по обеспечению инфраструктурой земельных участков из бюджета Приморского края в 2017, 2018, 2019 году администрации предоставлялись субсидии, однако субсидии не были использованы администрацией. В нарушение требований закона администрация Находкинского городского округа предоставляет земельные участки, необеспеченные транспортной и инженерной инфраструктурой, и принимаемые меры к их обеспечению являются недостаточными, в результате чего, в течение длительного периода времени лица, зарегистрировавшие право собственности на земельные участки, фактически реализовать его не могут.
И.о. прокурора г. Находки просила обязать администрацию обеспечить земельные участки, предоставленные в рамках реализации Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», расположенные на территории, ограниченной жилой застройкой ТПК «Ирна», территории СНТ «Приморец», ЖСК «Залив Тунгус», обходной магистралью г.Находка, №кадастрового квартала 25:31:010305; территории, ограниченной ул. Светлой, ул. Набережной и магистральной дорогой Ливадия – Душкино в п. Среднем, №кадастрового квартала 25:31:050005; территории, ограниченной автодорогой Душкино – Ливадия и границей зоны сельхоз. использования в п. Ливадия», № кадастрового квартала 25:31:040401; территории, ограниченной автодорогой Душкино – Ливадия ул.Подсобной в п.Средний и ул.Колхозной в п.Авангард, № кадастрового квартала 25:31:040401; территории, ограниченной ул. Спортивной, ул.Батарейной, ул.Простоквашино, №кадастрового квартала 25:31:010207; территории, ограниченной ул.Загородной, ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО «Дальрыбснаб», № кадастрового квартала 25:31:010207; территории, ограниченной береговой линией оз. Лебединого, дорогой на ДОЛ «Антарес» и дорогой Владивосток – Находка, № кадастрового квартала 25:31:010301; территории, ограниченной ул. Космической, ул. Звездной, ул.Суханова, границами малоэтажной жилой застройки г.Находка, № кадастрового квартала 25:31:010405; территории, ограниченной ул.Рождественской, ул.Жемчужной в г. Находка», № кадастрового квартала 25:31:010206; территории районов п. Ливадия, п. Врангель, №№ кадастрового квартала 25:31:050004, 25:31:070003 необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Находкинского городского округа, не согласившись с доводами иска, суду пояснила, что постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 №1611 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года». В данную программу входит, в том числе и подпрограмма «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на 2015 -2017 годы и на период до 2020 года». Постановлением администрации Находкинского городского округа от 27.12.2019 № 2100 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611, внесены изменения, срок действия Программы продлен до 2025 года. Администрацией представлены дорожные карты в отношении спорных территорий по организации водоснабжения, строительства дорог, электроснабжения, в которых содержится план выполнения строительных работ. Учитывая значительный объем необходимых работ, порядок организации подготовительных мероприятий к их выполнению, в срок, указанный в исковом заявлении, провести необходимые работы одномоментно не представляется возможным. В дорожных картах указаны сроки для выполнения и проведения необходимых работ поэтапно, с учетом прохождения государственных экспертиз, заключения необходимых контрактов, получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию. Окончить выполнение работ планируется к началу 2026 года. Просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие Правительства Приморского края, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Суду Правительством Приморского края представлены письменные пояснения по иску, согласно которым на проектирование, строительство, капитальный ремонт и ремонт дорог, проездом к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей, предоставляются субсидии на основании соответствующих заявок органов местного самоуправления муниципальных образований.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Находкинского городского округа просит отменить решение как незаконное.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 01.02.2022 дело передано в административную коллегию Приморского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС Российской Федерации).
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Судом установлено, что механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, на территории Приморского края разработан и утвержден Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». На территории Находкинского городского округа действует подпрограмма «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», которая входит в состав муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611.
К числу территорий, определённых под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трёх и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесены следующие территории:
1. «Территория, ограниченная жилой застройкой ТПК «Ирна», территорией СНТ «Приморец», ЖСК «Залив Тунгус», обходной магистралью г. Находка», № кадастрового квартала 25:31:010305;
2. «Территория, ограниченная ул. Светлой, ул. Набережной и магистральной дорогой Ливадия-Душкино в п. Среднем», № кадастрового квартала25:31:050005;
3. «Территория, ограниченная автодорогой Душкино-Ливадия и границей зоны сельхоз. использования в п.Ливадия», №кадастрового квартала25:31:040401;
4. «Территория, ограниченная автодорогой Душкино-Ливадия, ул. Подсобной в п. Средний и ул.Колхозной в п.Авангард», № кадастрового квартала25:31:040401;
5. «Территория, ограниченная ул. Спортивной, ул. Батарейной, ул. Простоквашино», № кадастрового квартала 25:31:010207;
6. «Территория, ограниченная ул. Загородной, ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО «Дальрыбснаб», № кадастрового квартала 25:31:010207;
7. «Территория, ограниченная береговой линией оз. Лебединого, дорогой на ДОЛ «Антарес» и дорогой Владивосток – Находка», № кадастрового квартала 25:31:010301;
8. «Территория, ограниченная ул. Космической, ул. Звездной, ул. Суханова, границами малоэтажной жилой застройки г. Находка», № кадастрового квартала 25:31:010405.
9. «Территория, ограниченная ул. Рождественской, ул. Жемчужной в г. Находка», № кадастрового квартала 25:31:010206.
10. «Районы п.Ливадия, п.Врангель», №кадастрового квартала 25:31:050004, 25:31:070003.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что до настоящего времени вышеперечисленные территории, на которых расположены земельные участки, не обеспечены необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение.
В рамках Подпрограммы «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» на реализацию поэтапного обеспечения указанных территорий инфраструктурой ежегодно выделяются денежные средства.
На проектирование, строительство подъездных автомобильных дорог, проездов к земельным участкам администрации Находкинского городского округа предоставлялись субсидии из бюджета Приморского края.
Однако субсидии не были использованы, ни один из земельных участков не обеспечен необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой.
Разрешая заявленные требования, суд правомерно руководствовался положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае», постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611, которым утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», подпрограммой «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», верно сделал вывод, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, лежит на администрации г. Находка в порядке решения вопросов местного значения.
Поскольку административный ответчик обязанность по обеспечению земельных участков на перечисленных выше территориях, не выполняет, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора и наличии правовых оснований к возложению на орган местного самоуправления обязанности устранить допущенное незаконным бездействием нарушение.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от 9 сентября 2013 года №372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования земельного участка по целевому назначению, в разумные сроки не выполняется, не принимаются необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законных прав и интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился с иском.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Судом при рассмотрении дела установлено, что на день предъявления иска две территории находились на стадии необходимости строительства транспортной инфраструктуры и необходимости технологического присоединения к инженерным сетям: территория, ограниченная жилой застройкой ТПК «Ирна», территорией СНТ «Приморец», ЖСК «Залив Тунгус», обходной магистралью г. Находка»; территория, ограниченная береговой линией оз. Лебединого, дорогой на ДОЛ «Антарес» и дорогой Владивосток-Находка».
По информации администрации Находкинского городского округа в марте 2021 года направлялась заявка в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края для строительства транспортной инфраструктуры, денежные средства не поступали. Иные мероприятия органом местного самоуправления не проводились.
Четыре территории находились на стадии необходимости подготовки и утверждения проектной документации: территория, ограниченная ул. Спортивной, ул. Батарейной, ул. Простоквашино; территория, ограниченная ул. Рождественской, ул. Жемчужной в г. Находка; территория, ограниченная ул. Загородной, ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО «Дальрыбснаб»; территория, ограниченная ул. Космической, ул. Звездной,ул. Суханова, границами малоэтажной жилой застройки г. Находка.
В отношении двух территорий выполнение работ по инженерным изысканиям, прохождение экспертизы не выполнено (сроки исполнения 2020-2021 г.г.), контракты расторгнуты, размещена конкурсная документация, разработка и утверждение проектно-сметной документации не выполнено (срок исполнения 2020 год). В отношении территории, ограниченной ул. Загородной, ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО «Дальрыбснаб», и территории, ограниченной ул. Космической, ул. Звездной, ул. Суханова, границами малоэтажной жилой застройки г. Находка, контракты не заключались, конкурсная документация не размещена (сроки исполнения 2020-2021 годы).
На двух территориях проведены работы по инженерным изысканиям, но не получены положительные заключения: территория, ограниченная ул. Светлой, ул. Набережной и магистральной дорогой Ливадия-Душкино в п. Среднем; территория, ограниченная автодорогой Душкино–Ливадия, ул. Подсобной в п. Средний и ул. Колхозной в п. Авангард.
При этом на 2020-2021 годы в соответствии с Подпрограммой запланирована разработка и утверждение проектно-сметной документации.
В отношении территории, ограниченной автодорогой Душкино – Ливадия и границей зоны сельскохозяйственного использования в п. Ливадия, выполнение работ по инженерным изысканиям, прохождение экспертизы запланировано на 2022 год. Мероприятие было запланировано к реализации на 2017 год, денежные средства выделялись на указанную статью расходов в 2017 году в размере 7 037 195 рублей, освоены на сумму 4 495 260 рублей 98 копеек.
В отношении территорий, обозначаемых как районы п. Ливадия, п. Врангель (№ кадастрового квартала 25:31:050004, 25:31:070003) мероприятия не проводились. В п. Врангель проведено межевание и утверждение планировки территории. Указанные территории в муниципальную программу не включены.
Иные мероприятия, в том числе, по технологическому присоединению к сетям водоснабжения и электроснабжения, на сегодняшний день не реализованы.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что администрация г. Находки принимает необходимые меры для обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой путем проведения работ по подготовке необходимой документации, направления запросов в энергоснабжающие организации в целях получения технических условий на технологическое подключение для дальнейшей организации проектных работ, планирование работ по инженерным изысканиям, не опровергают выводы суда об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают факт подведения инженерных сетей к земельным участкам. Напротив, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления не принял в разумный срок меры для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на администрацию г. Находки обязанность по обеспечению вышеперечисленных земельных участков, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением.
Установленный судом срок исполнения обязанности в один год со дня вступления решения в законную силу является разумным и обоснованным, оснований для переоценки выводов суда и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Находкинского городского округа Приморского края – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи