Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 07.02.2022 |
Дата решения | 02.03.2022 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Украинцева Светлана Николаевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 08d2af81-56e8-3da9-ac5d-ee84160c8f41 |
Судья Сапарова Н.А. Дело № 33а-2027/2022
77RS0021-02-2021-004361-13
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 марта 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Горпенюк О.В. и Новожиловой И.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г. на решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 28 июля 2021 года, которым исковое заявление удовлетворено. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания мастерской (инв. №) войсковой части №, расположенной по адресу: <адрес>. На Министерство обороны РФ возложена обязанность провести капитальный ремонт здания мастерской (инв. №) войсковой части № расположенной по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения военного [СКРЫТО] военной прокуратуры [СКРЫТО] [СКРЫТО] Шагжитарова А.М., возражавшего относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
военный [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Миноброны РФ, указав, что по результатам проверки исполнения должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, проведенной военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО], выявлено здание мастерской (инв. №) войсковой части 59313-46, расположенное по адресу: <адрес>, которое ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта не отвечает требованиям федерального законодательства о безопасности зданий. Категория технического состояния строительной конструкции здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение реального ущерба Минобороны России.
Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 №155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 13.04.2017 № 1168 недвижимое имущество, в том числе здание мастерской (инв. №24) закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В соответствии с уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ и положением о филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
Согласно акту осмотра указанного задания от 05.11.2020, проведенного военной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] с привлечением представителей войсковой части № и ЖКС № 4 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного здания. Прокурор просил суд обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44,45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства обороны РФ от 30.12.2017 №860 и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ от 21.02.2018 № 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания мастерской (инв.№) войсковой части №, расположенной по адресу: <адрес>, в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту; обязать Министерство обороны РФ при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания мастерской (инв.№) войсковой части №, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; провести работы по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания мастерской (инв. №) войсковой части 59313-46, расположенной по адресу: <адрес>, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
Определением [СКРЫТО] районного суда от 28.07.2021 судом принят отказ помощника военного [СКРЫТО] от исковых требований к Министерству обороны РФ в части возложении обязанности при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания мастерской (инв. №24), обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, производство по делу в указанной части требований прекращено.
В судебном заседании помощник военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Майер Е.А. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минообороны РФ Кукин Д.В. просил удовлетворить требования о возложении на Минообороны России обязанности провести капитальный ремонт и обеспечить при проведении осмотра участие специализированной техники и специалистов.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Министерства обороны России. В письменных возражениях ответчик указал, что военным [СКРЫТО] не представлено доказательств целесообразности и необходимости проведения именно тех мероприятий, на которые он ссылается в исковом заявлении.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31.01.2022 данное дело передано в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда для рассмотрения в порядке административного производства.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, считает решение, подлежащим отмене в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания мастерской (инв.№) войсковой части №, расположенной по адресу: <адрес>, по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Удовлетворяя заявленные военным [СКРЫТО] требования, суд исходил из того, что здание мастерской (инв.№) войсковой части №, расположенное по адресу: <адрес> обороны РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФНКУ «ДТУИО» МО РФ и используется в интересах войсковой части №. Поскольку по результатам [СКРЫТО] проверки, акта осеннего осмотра от 03.10.2019 сделаны выводы о несоответствии здания требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», существующей опасности обрушения и необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции модернизации) указанного объекта ввиду его длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта, суд пришел к выводу о том, что обязанность провести капитальный ремонт здания должна быть возложена на Министерство обороны РФ.
Между тем выводы суда сделаны без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и не могут быть признаны обоснованными.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п.13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ», утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2-17 №607, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
С учетом изменений, внесенных приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 2025 от 30 июля 2018 года в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России расширен перечень видов деятельности учреждения, а именно в него включены мероприятия по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 апреля 2017 года N 1168 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» за учреждением на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе здание мастерской (инв.№) войсковой части № расположенное по адресу: <адрес>.
Актом общего осеннего осмотра, объектов имущественного комплекса военного городка №92 от 03.10.2019 (л.д.23) установлено, что здание мастерской находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в проведении капитального ремонта.
Актом осмотра от 05.11.2020 помощника военного [СКРЫТО] с участием представителей воинской части и жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: частичное разрушение конструктива бетонной отмостки, наличие деформаций водоотводящих устройств, нарушение состояния притворов входных дверей, нарушение целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений.
Перечисленные разрушения на основании положений Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 28 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне», пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, а также статей 125, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствуют о необходимости проведения внепланового осмотра здания мастерской, поскольку техническое состояние объекта представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Для реализации полномочий Министерства обороны РФ в области содержания объектов военной инфраструктуры создано ФГБУ «ЦЖКУ», которое обеспечивает реализацию Министерством обороны формирования государственного задания (п.6 Устава) и выделение учреждению финансирования на выполнение задания на очередной финансовый год за счет средств федерального бюджета (п.30 Устава).
Исходя из понятия капитального ремонта, закрепленного в части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства включает в себя замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При этом для формирования титулов капитального ремонта должен устанавливаться объем необходимых работ, определение их сметной стоимости, сумма расходов на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В связи с необходимостью определения затрат на капитальный ремонт, суд обоснованно указал на обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания мастерской, однако возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности капитальному ремонту здания является преждевременным, поскольку суду не представлено доказательств того, что в отношении спорного объекта соблюдена процедура включения его в титул капитального ремонта и его ремонт без участия собственника имущества - Минобороны России невозможен.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации по требованию [СКРЫТО] обязанность обеспечить капитальный ремонт здания мастерской, суд не установил со стороны Министерства обороны незаконного бездействия, нарушающего права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку необходимость проведения капитального ремонта здания мастерской и объем его финансирования могут быть установлены только после выполнения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложенной на него обязанности по проведению внепланового осмотра объекта. Фактически на момент рассмотрения настоящего дела спор по данному вопросу отсутствовал, невозможность проведения капитального ремонта объекта без финансового участия собственника имущества не установлена.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований военного [СКРЫТО] о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания мастерской (инв.№) войсковой части №, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе [СКРЫТО] в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 28 июля 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания мастерской (инв.№) войсковой части № расположенной по адресу: <адрес>.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований военного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести капитальный ремонт здания мастерской (инв.№) войсковой части №, расположенной по адресу: <адрес> - отказать.
В остальной части решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 28 июля 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи