Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 07.02.2022 |
Дата решения | 02.03.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Новожилова Ирина Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 63f3906b-2d12-35f4-9b2e-69fb8ed3054e |
25RS0030-01-2021-001229-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Новожиловой И.Н., Горпенюк О.В.,
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя администрации [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края, на решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 29.10.2021, которым административное исковое заявление удовлетворено.
На администрацию [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края возложена обязанность выполнить работы по устранению нарушений требований эксплуатационного состояния дорожного покрытия и устранение дефектов проезжей части автомобильной дороги от <адрес> путем ее восстановления с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 куб.м. на 1 км в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения прокурора Бекетовой ФИО8., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что прокуратурой [СКРЫТО] района Приморского края во исполнение поручения прокуратуры Приморского края проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что в состав [СКРЫТО] городского поселения Приморского края, в том числе, входят <адрес>. Транспортное и пешеходное сообщение осуществляется по автомобильной дороге общего пользования «<адрес> являющейся единственной дорогой, соединяющей указанные населенные пункты.
Автомобильная дорога общего пользования от <адрес> включена в реестр муниципального имущества, находящегося в собственности [СКРЫТО] городского поселения Приморского края, при этом, указанный участок дороги не является автомобильной дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения, поскольку он не входит в перечни таких дорог, установленных Постановлением Правительства РФ № 928 от 17.11.2010 и Постановлением администрации Приморского края № 357-па от 26.11 2012.
Прокуратурой района 21.09.2021 совместно с дорожным инспектором ОГИБДЦ ОМВД России по Хасанскому району Приморского края и представителем администрации [СКРЫТО] городского поселения Приморского края, был обследован указанный участок автомобильной дороги, по результатам которого установлено, что дорога является грунтовой, на протяжении всего участка вышеуказанной дороги имеются глубокие ямы, неровности дорожного полотна, отсутствуют кюветы.
Неудовлетворительное состояние дорожного полотна затрудняет движение транспортных средств, создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения, а также угрозу безопасности неопределенного круга лиц, проживающих в с. Витязь, в связи с затруднительностью прибытия к ним экстренных служб.
Административный истец просил возложить обязанность на администрацию [СКРЫТО] городского поселения Приморского края выполнить работы по устранению нарушений требований эксплуатационного состояния дорожного покрытия и устранение дефектов проезжей части автомобильной дороги от <адрес> путем ее восстановления с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 куб.м. на 1 км в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора [СКРЫТО] района Приморского края Ильенко ФИО9 поддержал доводы, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края Шульга ФИО10 исковые требования не признала.
Судом вынесено указанное выше решение, на данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, направлении на новое рассмотрение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения от 21.09.2021 № № прокуратурой [СКРЫТО] района Приморского края проведена проверка по соблюдению требований законодательства о дорожной деятельности.
По результатам проводимой проверки установлено, что на автомобильной дороге общего пользования <адрес> имеются неровности, присутствуют дефекты дороги в виде выбоин, отсутствуют кюветы.
Администрацией [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края 30.06.2021 направлена заявка для предоставления субсидий за счет средств Дорожного фонда Приморского края.
Между администрацией [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края и главой [СКРЫТО] городского поселения Приморского края заключен контракт № № от 20.02.2021, предметом, которого является содержание улично-дорожной сети, пешеходных дорог на территории [СКРЫТО] городского поселения Приморского края.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что неудовлетворительное состояние дорожного полотна затрудняет движение транспортных средств, создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения, а также угрозу безопасности неопределенного круга лиц, проживающих в с. Витязь, в связи с затруднительностью прибытия к ним экстренных служб, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
Оснований не соглашаться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Согласно ст.3 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края от 25.12.2006 № 29 к вопросам местного значения [СКРЫТО] городского поселения относится содержание и строительствоавтомобильных дорогобщего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Таким образом, администрация [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края является органом муниципального образования, в обязанности которого входит организация ремонта и содержание дорог в границах поселения.
Доводы жалобы об отсутствие в бюджете городского поселения денежных средств, необходимых на исполнение решений вопросов местного значения, является несостоятельным, поскольку не освобождает орган муниципального образования от обязанностей, в том числе по организации условий по ремонту и содержанию дорог.
Как отмечено Конституционным судом РФ в постановлении от 01.03.2012 № 389-О-О финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих те или иные публичные обязанности, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им финансовой помощи целевого характера со стороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Факт неисполнения администрацией г. Владивостока возложенных на нее обязанностей по содержанию автомобильных дорог местного значения, нашел свое подтверждение, требование прокурора [СКРЫТО] района Приморского края подлежит удовлетворению.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 29.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи