Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 01.02.2022 |
Дата решения | 16.02.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Новожилова Ирина Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 7576cb20-1cc2-37b7-a7b7-e0eaf36a17d2 |
25RS0005-01-2021-003730-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2022 года г. [СКРЫТО]
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Новожиловой И.Н., Горпенюк О.В.,
при секретаре Бабицкой Е.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] района г.[СКРЫТО] к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 21 г.[СКРЫТО]», администрации г.[СКРЫТО], Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.[СКРЫТО] о возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя администрации г.[СКРЫТО], на решение [СКРЫТО] районного суда г.[СКРЫТО] от 07.12.2021, которым административное исковое заявление удовлетворено.
На администрацию г.[СКРЫТО], Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. [СКРЫТО] возложена обязанность в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г.[СКРЫТО]» на следующие цели: на оборудование системой отопления раздевальные для мальчиков и девочек при спортивном зале МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]»; на проведение ремонта стен с заменой кафельной плитки в туалетных комнатах для мальчиков и девочек, расположенных на первом этаже, а также в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г.[СКРЫТО]»; на приобретение и замену санитарно-технического оборудования (по две умывальных раковины) в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже, в туалетной комнате для девочек на первом этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]», с подведением горячего водоснабжения; на приобретение и установку в туалетных комнатах для мальчиков на первом и втором этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» писсуаров; на подведение к умывальным раковинам в кабинетах биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 г. [СКРЫТО]» водоснабжения; на приобретение и замену источников искусственного освещения в кабинетах № № 235, 133. 132. 123, 114, библиотеки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» с целью обеспечения уровней искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями; на приобретение и замену линолеумного покрытия пола в кабинетах № № 130, 134, 123, библиотеке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]».
На администрацию г.[СКРЫТО], Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. [СКРЫТО] возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. [СКРЫТО], Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. [СКРЫТО] следующие обязанности: оборудовать системой отопления раздевальные для мальчиков и девочек при спортивном зале МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]»; провести ремонт стен с заменой кафельной плитки в туалетных комнатах для мальчиков и девочек, расположенных на первом этаже, а также в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]»; заменить санитарно-технического оборудование (по две умывальных раковины) в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже, в туалетной комнате для девочек на первом этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]», с подведением горячего водоснабжения; установить в туалетных комнатах для мальчиков на первом и втором этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» писсуары; подвести к умывальным раковинам в кабинетах биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 г. [СКРЫТО]» водоснабжение; заменить источники искусственного освещения в кабинетах № № 235. 133, 132, 123, 114, библиотеки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» с целью обеспечения уровней искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями; заменить линолеумное покрытие пола в кабинетах № № 130, 134, 123, библиотеке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]».
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения представителя административного истца Романовой ФИО9 объяснения представителя административного ответчика Васильевой ФИО10 судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что прокурором [СКРЫТО] района г. [СКРЫТО] с привлечением специалиста Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей, в МБОУ «СОШ № 21», в ходе которой выявлены нарушения ранее являвшиеся основанием для принятия мер реагирования со стороны Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, связанные с ненадлежащим техническим отдельных помещений образовательного учреждения.
Так в ходе проведенной 03.08.2021 проверкой было установлено, что в нарушение требований «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 в раздевальных для мальчиков и девочек при спортивном зале не оборудована система отопления; в туалетных комнатах для мальчиков и девочек, расположенных на первом этаже, а также в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже требуется проведение ремонта стен с заменой кафельной плитки; требуют замены санитарно-техническое оборудование (по две умывальных раковины) в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже, в туалетной комнате для девочек на первом этаже, с подведением горячего водоснабжения.; туалетные комнаты для мальчиков на первом и втором этаже не оборудованы писсуарами; в кабинетах биологии и химии к умывальным раковинам не подведено водоснабжение; требуют замены с целью обеспечения уровней искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями источники искусственного освещения в кабинетах 235, 133, 132, 123, 114, библиотеки; требует замены линолеумное покрытие пола в кабинетах № 130, 134. 123, библиотеке.
Административный истец просил возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования от администрации г. [СКРЫТО], Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. [СКРЫТО] следующие обязанности:
в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность оборудовать системой отопления раздевальные для мальчиков и девочек при спортивном зале МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]»;
провести ремонт стен с заменой кафельной плитки в туалетных комнатах для мальчиков и девочек, расположенных на первом этаже, а также в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г.[СКРЫТО]»;
заменить санитарно-технического оборудование (по две умывальных раковины) в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже, в туалетной комнате для девочек на первом этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г.[СКРЫТО]», с подведением горячего водоснабжения;
установить в туалетных комнатах для мальчиков на первом и втором этаже МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» писсуары;
подвести к умывальным раковинам в кабинетах биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 г. [СКРЫТО]» водоснабжение;
заменить источники искусственного освещения в кабинетах № № 235, 133, 132, 123, 114, библиотеки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» с целью обеспечения уровней искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями;
заменить линолеумное покрытие пола в кабинетах № № 130, 134, 123, библиотеке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г.[СКРЫТО]».
Возложить обязанность на администрацию г. [СКРЫТО], Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.[СКРЫТО] в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. [СКРЫТО]» на указанные цели.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по указанным в иске основаниям.
Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г.[СКРЫТО]» в судебном заседании исковые требования прокурора [СКРЫТО] района г. [СКРЫТО] поддержал в полном объеме, не оспаривал необходимость устранения выявленных нарушений, указал, что образовательным учреждением принимаются все меры для устранения выявленных нарушений, вместе с тем для устранения указанных нарушений не имеется соответствующего финансирования.
Представитель администрации г. [СКРЫТО], Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. [СКРЫТО] в судебное заседание с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании поручения прокуратуры Приморского края от 18.06.2021 №№ прокурором [СКРЫТО] района г. [СКРЫТО] с привлечением специалиста Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей, в МБОУ «СОШ № 21».
По результатам проведенной проверки 03.08.2021 установлено, что в раздевальных для мальчиков и девочек при спортивном зале не оборудована система отопления; в туалетных комнатах для мальчиков и девочек, расположенных на первом этаже, а также в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже требуется проведение ремонта стен с заменой кафельной плитки; требуют замены санитарно-техническое оборудование (по две умывальных раковины) в туалетной комнате для мальчиков на втором этаже, в туалетной комнате для девочек на первом этаже, с подведением горячего водоснабжения.; туалетные комнаты для мальчиков на первом и втором этаже не оборудованы писсуарами; в кабинетах биологии и химии к умывальным раковинам не подведено водоснабжение; требуют замены с целью обеспечения уровней искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями источники искусственного освещения в кабинетах 235, 133, 132, 123, 114, библиотеки; требует замены линолеумное покрытие пола в кабинетах № 130, 134. 123, библиотеке.
Ранее Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю вынесено предписание от 28.09.2018 № № об устранении вышеуказанных нарушений.
Согласно ответу от 15.08.2018 № № на письмо, поступившее в адрес Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.[СКРЫТО] о выделении денежных средств в бюджете ВГО на 2018 и плановый периоды 2019, 2020 года не предусмотрены расходы на выполнение предписания. Указанные мероприятия будут учтены при формировании проекта бюджета на 2019 и последующие годы.
Ответом от 22.10.2021 № № Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.[СКРЫТО] сообщено, что в МБОУ «СОШ №21» частично выполнены работы по исполнению предписания Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, прокуратуры [СКРЫТО] района г. [СКРЫТО], в связи с ограниченным бюджетом выполнение мероприятий по оборудованию системы отопления в раздевалках спортивного зала, замена линолеумного покрытия, замена кафельной плитки и замена санитарно-технического оборудования мужских и женских санузлов на первом и втором этаже здания учреждения, а также оборудование писсуаров в мужских санузлах первого и второго этажа здания учреждения в 2021 не выполнены.
Финансирование вышеназванных работ будет учтено при формировании бюджета на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годы. В случае выделения денежных средств вышеуказанные работы будут проведены до конца 2022 года.
Установив указанные обстоятельства и разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, заявленных в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку до настоящего времени выявленные проверкой нарушения не устранены, что подтверждается материалами дела.
Допустимых и достоверных доказательств того, что администрацией г.[СКРЫТО] либо Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. [СКРЫТО] были выделены МБОУ «COШ № 21» денежные средства на устранение нарушений не представлено.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия, полагает, что выводы суда об удовлетворении заявленных требований являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 утверждены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Согласно СП 2.4.3648-20 настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Поскольку в рассматриваемом случае при проведении проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений и оборудования образовательного учреждения, то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей в таких организациях, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. [СКРЫТО] не является главным распорядителем денежных средств, целевое направление которых - обеспечение хозяйственной деятельности и финансирования учреждений образования, не может повлечь отмену решения суда.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ-131 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Исходя из Устава г. [СКРЫТО] от 03.03.2005 № 49 к вопросам местного значения города [СКРЫТО] относятся решение вопросов в сфере образования, а именно создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Устава г. [СКРЫТО] к вопросам местного значения города [СКРЫТО] относятся составление и рассмотрение проектабюджета [СКРЫТО] городского округа, утверждение и исполнениебюджета [СКРЫТО] городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнениибюджета [СКРЫТО] городского округа.
Таким образом, администрация г. [СКРЫТО] является органом муниципального образования, в обязанности которого входит организация обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых на исполнение решений вопросов местного значения, не освобождает орган муниципального образования от обязанностей, в том числе
организацию безопасных условий воспитания обучающихся, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, оборудованных в соответствии с санитарными правилам.
Как отмечено Конституционным судом РФ в постановлении от 01.03.2012 № 389-О-О финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих те или иные публичные обязанности, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им финансовой помощи целевого характера со стороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Приведенные в жалобе административного ответчика доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в судебном решении. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, и не содержат оснований к отмене решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда г.[СКРЫТО] от 07.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.[СКРЫТО] – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
ФИО11
ФИО11