Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 10.02.2020 |
Дата решения | 04.03.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Судницына Светлана Петровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9ca4a4e8-a59c-3a86-9d2a-c916fc95cf8a |
25RS0014-01-2019-000337-97
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е4 марта 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.
судей Судницыной С.П. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по апелляционным жалобам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации на решение Анучинского районного суда Приморского края от 27 ноября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице филиала по Восточному военному округу, выразившееся в неосуществлении капитального ремонта здания котельной №, расположенной на территории войсковой части №98656 в военном городке № 61, села Чернышевка Анучинского района Приморского края. На [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице филиала по Восточному военному округу возложена обязанность произвести капитальный ремонт здания котельной №, расположенной в военном городке № 61 села Чернышевка Анучинского района Приморского края на территории войсковой части № 98656, а именно: 1) несущих конструкций здания, кровли, котла УКВр-0,63 №4 и котла ИЖ КВ-0,8 №5; 2) на прилегающей территории установить ограждение в срок до 1 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав старшего помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Ахмедова А.М., возражавшего против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с административным иском ссылаясь на то, что в ходе проведенной 32 военной прокуратурой гарнизона в июне 2019 года проверки, обусловленной вопросами содержания и эксплуатации здания котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что с момента ввода в эксплуатацию здания котельной (1980 г.), капитальный ремонт не проводился. Согласно актам осмотра системы теплоснабжения, гидравлического испытания на плотность оборудования котельной № и тепловых сетей № от ДД.ММ.ГГГГ, прилегающая территория не ограждена, несущие конструкции, кровля, котел УКВр-0,63№4 и котел ИЖ КВ-0,8 №5 требуют капитального ремонта. Котельная является собственностью Министерства [СКРЫТО] РФ и ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанностей собственника, существенно нарушает права гражданского персонала, обеспечивающего функционирование котельной, на санитарно-эпидемиологическое благополучие, может привести к обрушению котельной, создает предпосылки к срыву отопительного сезона, а также может привести к наступлению иных тяжких последствий.
Просит признать незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] РФ, связанное с не проведением капитального ремонта здания котельной №; обязать административного ответчика произвести капитальный ремонт здания котельной № в срок до 31 декабря 2019 года, а именно: несущих конструкции, кровли, котла УКВр-0,63№4 и котла ИЖ КВ-0,8 № 5, на прилегающей территории установить ограждение.
Определением суда Приморского края от 24 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены войсковая часть № 98656, на территории которой располагается здание котельной №, и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по Восточному военному округу.
В судебном заседании представитель 32 военной прокуратуры гарнизона заявленные требования поддержал в полном объеме
Представитель Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку вопрос о признании объектов недвижимости нуждающимися в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Минобороны РФ, поэтому суд не вправе своим решением подменять его компетенцию. Планы текущего и капитального ремонта на 2019 год были сформированы и утверждены еще в 2018 году, лимиты бюджетных обязательств на 2019 года распределены в полном объеме. Котельная № передана в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России». Рассматриваемый спор возник в рамках ненадлежащего исполнения своих обязанностей филиалом. Причиной возникновения абсолютно всех дефектов является длительная эксплуатация без необходимого ремонта. Обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, которое является получателем бюджетных средств по статьям расходов сводной бюджетной сметы Минобороны России и имеет право заключать государственные контракты на проведение ремонтных работ. Котельная № передана на обслуживание в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в неудовлетворительном состоянии, следовательно, указанная организация должна была представить в адрес Минобороны РФ заявки на необходимое оборудование и материалы для проведения капитального ремонта здания котельной №. Заявки в соответствующие службы направлены не были.
Представитель филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме. Котельная № является собственностью Минобороны РФ, с момента ввода в эксплуатацию, а именно с 1980 года капитальный ремонт не проводился. Полагает, что надлежащим ответчиком по данному административному иску является [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации как собственник котельной №.
Представитель войсковой части № 98656, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, [СКРЫТО] [СКРЫТО] России поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционные жалобы, старший помощник прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В пункте 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация систем тепловых сетей должна обеспечивать надежность теплоснабжения потребителей, обеспечивать потребителю бесперебойную подачу тепла в соответствии с нормами.
Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (пункт 3.3.1. Правил).
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками котельная №, расположенная на территории войсковой части № 98656 по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства [СКРЫТО] РФ и находится в оперативном управлении ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России» в лице филиала по Восточному военному округу на основании передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Котельная введена в эксплуатацию в 1980 году. С момента ввода котельной в эксплуатацию капитальный ремонт здания и оборудования котельной не проводился.
Согласно акту № осмотра системы теплоснабжения, котельной № и акту № гидравлического испытания на плотность оборудования котельной № и тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ несущие конструкции здания, кровля, котлы УКВ-0,63 № 4 и ИЖ КВ-0,8 № 5 требуют капитального ремонта.
Согласно статье статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Оценив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение собственником обязанностей, вытекающих из бремени содержания и обслуживания котельной, а также необходимость в проведении капитального ремонта здания и инженерных систем нашли свое подтверждение.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд верно установил, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ и ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России» в лице филиала по Восточному военному округу допущено незаконное бездействие, выразившееся ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию и капитальному ремонту здания и возложил обязанность по обеспечению капитального ремонта здания котельной и инженерных систем здания на [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ, как на собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации так и на ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России» в лице филиала по Восточному военному округу, как на организацию, в оперативном управлении которого находится котельная.
В соответствии с Положением о Министерстве [СКРЫТО] РФ, утвержденным Указом Президента РФ № 1082 от 16 августа 2004 года и Постановлением Правительства РФ № 1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области [СКРЫТО]. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы, а также положения статьи 210 Гражданского кодекса РФ, [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Обязанностью учреждения является осуществление капитального и текущего ремонта, реконструкции недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
Согласно приказу Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860 «Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации», ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для контроля за исполнением контрактов и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил России за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания
Пунктом 15 Руководства установлено, что жилищно-коммунальная служба ФГБУ «ЦЖКУ» несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжении и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является получателем бюджетных средств по статьям расходов сводной бюджетной сметы Минобороны Росси - текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, имеет право заключать государственные контракты на проведение ремонтных работ. Обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Учитывая, что неисполнение жилищно-коммунальным управлением обязанности по формированию заявок в соответствующие службы на необходимое оборудование и материалы для проведения капитального ремонта здания котельной и инженерных систем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России также является надлежащими ответчиком по настоящему делу наряду с [СКРЫТО] [СКРЫТО] России.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании материального закона заявителем, противоречащими установленным судом обстоятельствам, а потому не являющимися основанием для отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Анучинского районного суда Приморского края от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Министерства Обороны Российской Федерации и филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации по Восточному военному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи