Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 24.01.2018 |
Дата решения | 15.02.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Туктамышева Ольга Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 1a84a9ca-3eae-3081-b139-7aad48f12d83 |
Судья Вахрушева О.А. Дело № 33а-1374
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 февраля 2018 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Пилипенко Е.В.
судей Туктамышевой О.В. и Римского Я.А.
при секретаре Лысенко О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора [СКРЫТО] района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина, администрации [СКРЫТО] муниципального района Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации [СКРЫТО] муниципального района Приморского края на решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 16 ноября 2017 года, которым на МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина возложена обязанность организовать прохождение работниками обязательных медицинских осмотров, не прошедших обязательный медицинский осмотр в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию [СКРЫТО] муниципального района возложена обязанность обеспечить финансирование обязательного медицинского осмотра работников МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу и организовать прохождение обязательного медицинского осмотра заведующей МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., возражения помощника прокурора Приморского края Кольцовой М.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор [СКРЫТО] района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина и администрацией [СКРЫТО] муниципального района трудового законодательства установлено, что финансовые средства на проведение медицинских осмотров работников МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина из бюджета [СКРЫТО] муниципального района не поступали, в связи с чем, работниками учреждения ежегодный обязательный медицинский осмотр до настоящего времени не пройден, что является нарушением требований законодательства в сфере охраны труда. Просит возложить на МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина обязанность организовать прохождение работников обязательных медицинских осмотров, не прошедших обязательный медицинский осмотр в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию [СКРЫТО] муниципального района возложить обязанность обеспечить финансирование на прохождение обязательного медицинского осмотра работников МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию [СКРЫТО] муниципального района возложить обязанность организовать прохождение обязательного медицинского осмотра заведующей МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Помощник прокурора Королев Л.В. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации [СКРЫТО] муниципального района Попов Д.Э. возражал против удовлетворения иска, пояснил, что администрация [СКРЫТО] муниципального района может произвести финансирование дошкольного учреждения для прохождения обязательных медицинских осмотров тех работников, заработная плата которых производится за счет местного бюджета [СКРЫТО] муниципального района, финансирование остальных работников должно производиться за счет бюджета Приморского края.
Представитель МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина Китанин Д.С. согласился с заявленными требованиями, поскольку учредителем и собственником МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина является администрация [СКРЫТО] муниципального района, в Уставе закреплено положение, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы в соответствии с БК РФ.
Представитель департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что на департамент не возложены полномочия по финансовому обеспечению проведения медицинских осмотров работников в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрации [СКРЫТО] муниципального района, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой [СКРЫТО] района проведена проверка соблюдения МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина и администрацией [СКРЫТО] муниципального района трудового законодательства.
По результатам проведения проверки установлено, что на прохождение обязательного медицинского осмотра работникам МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Золотая Долина Бурой Елены Павловны, Костиной Татьяны Михайловны, Сыреевой Татьяны Михайловны, Курановой Лидии Дмитриевны, Исаевой Марины Валентиновны, Садукас Ольги Олеговны, Дубровской Юлии Николаевны, Дубровской Оксаны Витальевны, Жоховой Юлии Сергеевны, Юсуповой Натальи Владимировны, Круговой Натальи Николаевны, Конобеевской Ольги Равильевны, а также заведующей Ирхиной Людмилой Николаевной финансовые средства выделены не были.
В связи с отсутствием финансирования медицинского осмотра 12 сотрудниками учреждения не пройден медицинский осмотр.
В соответствии с п.1.1 Устава МБДОУ «Детский сад «Аленушка» является некоммерческим учреждением, созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация [СКРЫТО] муниципального района (п.1.4).
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем на основании бюджетной сметы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ с учетом особенностей, установленных действующим законодательством Российской Федерации (п.9.1).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией района как учредителем дошкольного образовательного учреждения и лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В силу Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» работы в образовательных организациях всех типов и видов предусматривают обязательные, один раз в год, медицинские осмотры.
Пунктом 9 части 1 статьи 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность педагогических работников проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункты 1, 3 статьи 9).
Положениями статьи 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В пункте 1 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией, как учредителем дошкольного образовательного учреждения и лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что финансирование прохождения медицинского осмотра должно осуществляться за счет средств бюджета Приморского края основан на неверном толковании норм права.
В пункте 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приведено понятие периодического медицинского осмотра – это осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
Из анализа перечисленных норм следует, что проведение медосмотра сотрудников дошкольного учреждения отнесено к обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в связи с чем, его проведение своевременно должно быть обеспечено на стадии формирования бюджетов.
Из трудовых договоров работников детского сада следует, что в качестве работодателя выступает МБДОУ «Детский сад «Аленушка», вместе с тем согласно п.9.1 Устава Учреждения, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется Учредителем, в связи с чем, осуществление финансирования прохождения медосмотра работниками указанного учреждения возлагается на учредителя МБДОУ «Детский сад «Аленушка» - администрацию [СКРЫТО] муниципального района Приморского края.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации [СКРЫТО] муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи