Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 09.12.2019 |
Дата решения | 26.12.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Туктамышева Ольга Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | a9ea8236-fee8-33ce-ba4e-5a46c8bb7195 |
Судья Лысенко Е.А. Дело № 33а-13601
25RS0005-01-2019-002685-29
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 декабря 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Гончарова А.А.
судей Туктамышевой О.В. и Судницыной С.П.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск [СКРЫТО] ФИО8 к администрации г. Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о признании решений незаконными, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 16 октября 2019 года, которым признано незаконным решение управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 03.04.2019 об отказе в рассмотрении уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; на управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока возложена обязанность рассмотреть уведомление [СКРЫТО] Д.Ф. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя администрации г.Владивостока и управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока Кривецкой В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Д.Ф. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что ей на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, 1-этажный площадью 55,4 кв.м., 1960 года постройки и земельный участок площадью 849 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>
[СКРЫТО] Д.Ф. неоднократно в администрацию г. Владивостока направляла уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, которые возвращены ей без рассмотрения.
15 марта 2019 года решением УГА администрации г.Владивостока ей отказано в рассмотрении уведомления на основании того, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами (девять этажей и более)». 3 апреля 2019 года ее уведомление возвращено без рассмотрения в связи с тем, что на схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке отсутствует информация о предусмотренном машино-месте.
В мае 2019 года [СКРЫТО] Д.Ф. обратилась к главе Владивостокского городского округа с жалобой. Ответом заместителя главы администрации г. Владивостока от 07 июня 2019 ей сообщено о том, что принадлежащий ей земельный участок расположен в территориальной зоне, в которой не предусмотрено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства.
С данными отказами и ответом [СКРЫТО] Д.Ф. не согласна, поскольку земельный участок изначально был предоставлен под индивидуальное жилищное строительство, сформирован и передан в собственность до утверждения 07.04.2010 Думой г. Владивостока Правил землепользования и застройки. Каких-либо ограничений в пользовании, решений о запрете использования земельного участка не принималось. Использование земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства (реконструкции) жилого дома, не является опасным для жизни или здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
С учетом уточненных требований просит признать незаконными действия начальника управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 03.04.2019, и.о. начальника управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 15.03.2019 об отказе в рассмотрении уведомления на строительство (реконструкции) жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: г. <адрес> обязать рассмотреть уведомление, подготовить, утвердить градостроительный план данного земельного участка. Признать незаконным действия заместителя главы администрации г. Владивостока от 07.06.2019, сообщившего ей о расположении земельного участка в территориальной зоне Ж-4, в которой не предусмотрено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства.
Определением суда от 14.08.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные требования.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, администрации г. Владивостока в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация г. Владивостока, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения с учетом положений ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Д.Ф. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, 1-этажный площадью 55,4 кв.м., 1960 года постройки, кадастровый номер № и земельный участок площадью 849 кв. м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> которые приобретены ею по договору купли-продажи 3 июля 2018 года.
22 февраля 2019 года [СКРЫТО] Д.Ф. направила в администрацию г. Владивостока уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: г. <адрес>. 26 февраля 2019 года письмом управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока уведомление возвращено без рассмотрения со ссылкой на нарушения пп. 2.3, 3.3.3 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 №591/пр «Об утверждении формы уведомления, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».
13 марта 2019 года [СКРЫТО] Д.Ф. повторно направила уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ей земельном участке. 15 марта 2019 года решением УГА администрации г.Владивостока ей отказано в рассмотрении уведомления на основании того, что в представленном уведомлении отсутствовало согласие на обработку персональных данных, а также указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами (девять этажей и более)».
01 апреля 2019 года [СКРЫТО] Д.Ф. вновь направила уведомление о строительстве или реконструкции в границах указанного земельного участка.
Ответом от 03.04.2019 №4480/20 УГА администрации г.Владивостока [СКРЫТО] Д.Ф. об отказе в рассмотрении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции уведомление возвращено заявителю без рассмотрения в связи с отсутствием на схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства информации о предполагаемом месте хранения автомобиля, что предусмотрено Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа. Также в ответе имеется ссылка на то, что, согласно действующим ПЗЗ земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4, где не предусмотрено строительство и реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства.
Ответом заместителя главы администрации г. Владивостока от 07 июня 2019 обращение [СКРЫТО] Д.Ф. рассмотрено, ей сообщено о том, что принадлежащий ей земельный участок расположен в территориальной зоне, в которой не предусмотрено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части о признании незаконными ответов начальника управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 15 марта 2019 года и от 7 июня 2019 года, суд установил отсутствие нарушений прав истца оспариваемыми ответами и пришел к выводу о соответствии действующему законодательству данных ответов. Решение суда в данной части не оспаривается.
Удовлетворяя частично заявленные требования, и признавая незаконным решение УГА администрации г.Владивостока от 3 апреля 2019 года, суд пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных ч.6 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, для оставления без рассмотрения заявления [СКРЫТО] Д.Ф. от 1 апреля 2019 года у административного ответчика не имелось и в целях восстановления нарушенных прав [СКРЫТО] Д.Ф. возложил на административного ответчика обязанность рассмотреть уведомление истца о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства.
При этом суд исходил из того, что отсутствие на схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке сведений о планируемом размещении транспортных средств не является основанием для оставления уведомления о планируемом строительстве без рассмотрения.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве).
Указанное уведомление должно содержать в том числе, сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка ( п.6 ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч. 6 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 №462 (в редакции от 27.12.2018 года) для земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предусмотрено минимальное количество мест хранения автомобилей (1 машино-место на 1 домовладение).
Поскольку на схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке информация о планируемом размещении транспортных средств отсутствовала, административный истец вправе был оставить поданное истцом уведомление о планируемом строительстве без рассмотрения.
Признавая незаконным решение административного ответчика от 03.04.2019 года об оставлении уведомления без рассмотрения, суд первой инстанции пришел к выводу и о незаконности данного ответа в части указания в нем на наличие оснований к отказу в связи с нахождением земельного участка в территориальной зоне Ж-4, где не предусмотрено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства.
Между тем, как следует из материалов дела и оспариваемого ответа администрации от 03.04.2019 уведомление о планируемом строительстве не было рассмотрено администрацией по существу, оно было возвращено заявителю без рассмотрения, в связи с чем, ссылка в ответе на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-4 не является отказом по существу заявления или ответом о несоответствии параметров объекта индивидуального строительства (реконструкции), указанных в уведомлении о планируемом строительстве, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
При таких обстоятельствах, поскольку УГА администрации города Владивостока, в чьи полномочия входит рассмотрение таких уведомлений, не рассматривала поданное уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) по существу с учетом всех обстоятельств, у суда отсутствовали основания для выводов о признании незаконным ответа от 03.04.2019 года в части указания в нем на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-4, и о допустимости индивидуального жилищного строительства ( реконструкции) на данном земельном участке.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения административных исковых требований [СКРЫТО] Дилрабо Фарходовны и признания незаконным решения управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 03.04.2019 года и возложении обязанности на административного ответчика, а выводы суда о незаконности отказа по мотиву включения земельного участка заявителя в зону застройки многоэтажными жилыми домами ( Ж-4) подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.
Руководствуясь статьей 307-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 16 октября 2019 года отменить в части удовлетворения административных исковых требований [СКРЫТО] ФИО9, и признания незаконным решения управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 03.04.2019 года и возложении обязанности.
В этой части принять новое решение, которым [СКРЫТО] ФИО10 в удовлетворении административных исковых требований об оспаривании решения управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 03.04.2019 года об отказе в рассмотрении уведомления и возложении обязанности отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи