Дело № 33-8789/2019, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Приморский краевой суд (Приморский край)
Дата поступления 30.07.2019
Дата решения 20.08.2019
Категория дела Прочие исковые дела
Судья Александрова Марина Викторовна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 9f455c6f-c114-32e1-9771-013872fce2e5
Стороны по делу
Истец
****. ****-* **
Ответчик
**** "****" ** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья: Степанова Е.А. Дело № 33-8789

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе: председательствующего Саломатиной Л.А.,

судей Александровой М.В., Шульга С.В.,

при секретаре Якушевской Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности произвести строительство мест складирования и накопления (хранения) золокошлаковых отходов по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.

Суд постановил: обязать Министерство обороны РФ произвести строительство мест складирования и накопления (хранения) золокошлаковых отходов на прикотельной территории котельной , расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и санитарно- эпидемиологического законодательства.

На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ возложена обязанность принять в эксплуатацию место складирования и накопления (хранения) золокошлаковых отходов на прикотельной территории котельной .

Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения военного прокурора Уссурийского гарнизона – Майер Е.А., поддержавшего исковые требования и полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

[СКРЫТО] прокурор Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки установлено несоблюдение ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившемся в хранении золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной , расположенной по адресу: <адрес>: на площадке под временное хранение золошлаков отсутствует ограждение, водонепроницаемое и химически стойкое покрытие. В период отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ золошлаки накапливаются вблизи котельной на открытом грунте. В результате работы котельной образуются отходы - золошлак, который в соответствии с требованиями СанПин должен размещаться в специально оборудованных резервуарах, накопителях, танка и прочих наземных и заглубленных емкостях. В указанный период должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не организована отгрузка золошлаков для их вывоза (удалении) и законного размещения, а осуществлялось складирование для накопления (хранения) в месте, необустроенном в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства. Несвоевременный вывоз золошлаков с прикотельной территории приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, а также способствует возникновению и развитию у граждан дыхательных и инфекционных заболеваний. Не принятие мер ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, направленных на вывоз (удаление) золошлаков, создало неблагоприятные условия военнослужащим и жильцам, проживающим в военном городке , расположенном по адресу: <адрес>. Просил обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ произвести строительство на прикотельной территории котельной , расположенной по адресу: <адрес> военный городок , мест складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В качестве соответчика по делу судом привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании военный прокурор требования уточнил, просил обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести строительство на прикотельной территории котельной , расположенной по адресу: <адрес>, военный городок , мест складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ принять в эксплуатацию место складирования и накопления (хранения) золокошлаковых отходов на прикотельной территории котельной .

В судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с иском согласился.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку котельная закреплена за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления. Согласно п.21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет капитальный ремонт и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование. Выводы военного прокурора о том, что несвоевременный вывоз золошлаковых отходов с прикотельной территории приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возникновению и развития у граждан дыхательных и инфекционных заболевания ничем не подтверждены и не обоснованы. Исследование специалиста, заключение эксперта о превышении в атмосферном воздухе на территории котельной загрязняющих веществ не представлены. Прикотельная территория не предназначена для хранения отходов, следовательно, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязано осуществлять их своевременный вывоз. При временном хранения отходов согласно СанПин 2.1.7.1322-03 (п.3.7) допускается хранение отходов как на складах, так и на открытых площадках с защитой от воздействия атмосферных осадков, т.е. данный пункт Правил не носит императивного характера.

Судом постановлено указанное решение, с которым Министерство обороны РФ не согласно, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители Министерства обороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

[СКРЫТО] прокурор Уссурийского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о законности постановленного по делу решения.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно абз. 5 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду), накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Министерство обороны РФ является собственником котельной инвентаризационный номер , расположенной в военном городке по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной военным прокурором проверки котельной инв. на предмет соблюдения экологического законодательства, установлено, что котельная обеспечивает теплом объекты инфраструктуры воинской части военного городка . В результате работы котельной на твердом топливе (уголь) образуются отходы - золошлак, который в соответствии с пунктом 3.4 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ , должен временно размещаться в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями), в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленны специально оборудованных емкостях, в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах, на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для накопления золошлаковых отходов, площадка, расположенная на прикотельной территории, укрытием, навесом, искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, а также обваловкой и обособленной сетью ливнестоков не оборудована, в связи с чем золошлаки накапливаются вблизи котельной на открытом грунте (л.д.7-9).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что для устранения вышеназванных нарушений требований действующего законодательства необходимо произвести строительство мест складирования и накопления золошлаковых отходов, возложив такую обязанность на Министерство обороны РФ, как на собственника объекта теплоснабжения.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, так как он соответствует установленным обстоятельствам и не противоречит нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 4 Закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу положений статей 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу указанных норм, а также положений статьи 210 ГК РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность произвести строительство мест складирования и накопления золошлаковых отходов. Поэтому доводы жалобы в названной части являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Поскольку вследствие указанных выше нарушений требований действующего законодательства ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятную и безопасную окружающую среду, заявленные прокурором исковые требования обоснованы.

То обстоятельство, что прикотельная территория, котельная и непосредственно сам военный городок не являются объектами публичного пользования, на обоснованность выводов суда не влияет.

Поскольку судебным актом на собственника недвижимого имущества возложена обязанность по устранению нарушения норм действующего законодательства, то собственник такого имущества самостоятельно определяет порядок действий, которые ему надлежит совершить для исполнения требований судебного акта.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Приморский краевой суд (Приморский край) на 30.07.2019:
Дело № 4Г-1858/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1863/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1866/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Га-1861/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-269/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ровенко Павел Анатольевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-8764/2019, апелляция
  • Дата решения: 08.08.2019
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1856/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-8793/2019, апелляция
  • Дата решения: 15.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дегтярева Людмила Борисовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-8784/2019, апелляция
  • Дата решения: 20.08.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шульга Светлана Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1860/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-946/2019, надзор
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-850/2019, надзор
  • Решение: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-423/2019, апелляция
  • Дата решения: 27.08.2019
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кубатова Оксана Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-872/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.08.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фаленчи Андрей Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-873/2019, апелляция
  • Дата решения: 27.08.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кубатова Оксана Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-422/2019, апелляция
  • Дата решения: 28.08.2019
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Беркович Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-421/2019, апелляция
  • Дата решения: 28.08.2019
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Беркович Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-424/2019, апелляция
  • Дата решения: 05.08.2019
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зиганшин Игорь Камильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-845/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.08.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фаленчи Андрей Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-863/2019, апелляция
  • Дата решения: 28.08.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Беркович Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-1177/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-3483/2019, апелляция
  • Дата решения: 19.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Балашова Ирина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3470/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сажнева Марина Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3472/2019, апелляция
  • Дата решения: 01.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Горбачев Алексей Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3456/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Олещенко Евгений Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3480/2019, апелляция
  • Дата решения: 19.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Балашова Ирина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3473/2019, апелляция
  • Дата решения: 01.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Савочкина Елена Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3475/2019, апелляция
  • Дата решения: 01.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Панфилова Людмила Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3471/2019, апелляция
  • Дата решения: 01.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Балашова Ирина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3500/2019, апелляция
  • Дата решения: 30.07.2019
  • Решение: СНЯТО по ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сажнева Марина Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ